Берега

Еще летом в одну из белых ночей я решил побывать на западном берегу Васильевского острова. Вдоль реки Смоленки дошел до пляжа, где и сделал эти снимки (они есть на странице о "самоизоляции")


Впрочем, это не Васильевский остров. Это современный остров Декабристов, а в недавнем прошлом - дно Финского залива или берег одного из многочисленных островов, от которых остались только названия. Во избежание путаницы я обратился к старым картам, военной аэрофотосъемке, спутниковым фотографиям 1966 года и современным картам. Старые карты не всегда точные, но первые фотографии появились не так давно. Санкт-Петербург с высоты 800 метров впервые сфотографировал А.М.Кованько в 1896 году. Это лучшее качество, какое я нашел в сети


На снимке многое выглядит не так, как сейчас, но меня интересовал именно берег Финского залива. Хорошо видна территория вокруг Лахтинского разлива, различимы острова Вольный, Голодай, Жадимировского. На этих землях, как и в западной части Петровского и Крестовского островов, не видно каких-то построек и заметных с высоты следов человеческой деятельности. По крайней мере, на этой фотографии что-то рассмотреть сложно. Я решил посетить все эти места, но начал с западной части Васильевского острова, потому что здесь береговая линия изменилась больше всего


В этот раз я отправился на юго-запад - в Гавань. Хотел бы я оказаться здесь или в другом месте при Петре I или даже в конце 19 века? Нет. Слишком суровые тогда были времена. Острова были обитаемыми задолго до Петра. Еще во времена Новгородской республики на Васильевском острове занимались земледелием. В начале 17 века пришли шведы. По всей видимости, свои имения (мызы) шведы устраивали на месте или вблизи уже существовавших до этого поселений на берегах Малой Невы, Смоленки и на Стрелке Васильевского острова. В начале 18 века Петр I прогнал шведов и основал Санкт-Петербург

На старых картах и планах часто нет названий для хорошо известных сейчас мест. К примеру, река Смоленка в прошлом успела побывать Глухой и Черной, а перед этим никак не называлась. В западной части Васильевского острова на старых картах есть река без имени. К середине 19 века у ее северного берега появляется Глухой переулок. Спустя время река уже называется Черной, а ее берега именуются Шкиперской набережной. Река Черная называлась позже Глухим протоком, потом Шкиперским протоком, пока не была окончательно засыпана в начале 20 века, превратившись в улицу Шкиперский проток

Рядом с устьем этой реки Петр I в 1721 году приказал вырыть бассейн, соединив его каналом с фарватером. Так появилась Галерная гавань, а немного позже - Матросская слобода. Это место по-своему уникально. Петр I решил, что центр города должен быть на Васильевском острове, и началось строительство по утвержденным планам Доменико Трезини

Петр, как говорят, запрещал строить в Санкт-Петербурге мосты. Люди должны были чаще использовать каналы и реки, поэтому Петр учредил Потомственный Невский флот (Невский яхт-клуб с 1894 года). Более 140 судов было построено за счет казны и передано бесплатно в потомственное владение разного рода сановникам, офицерам, служителям церкви и прочим на простых условиях, которые заключались в том, что новые владельцы будут содержать суда за свой счет, обязательно и регулярно будут их использовать и являться по сигналу в указанное место

После смерти Петра многие его начинания остались незавершенными. Широкий канал должен был соединить Стрелку с заливом, но его не проложили, а в правление Екатерины II засыпали уже проложенные на нескольких линиях каналы. Центр города навсегда покинул Васильевский остров. Галерная Гавань осталась в изоляции и развивалась самостоятельно. Ее обособленность объясняется отсутствием сколько-нибудь хороших дорог. В Гавань было проще попасть по воде, нежели по суше, потому что от остальной части Васильевского острова эти земли отделяло заболоченное Смоленское поле. Жизнь Гавани во второй половине 19 века подробно описана И. С. Генслером

В современном Санкт-Петербурге давно нет Смоленского поля и размокших дорог, а Гавань стала частью Василеостровского района. В погожий осенний вечер 2020 года я прошел по так и не ставшему каналом Большому проспекту, свернул на Косой линии к особняку Бруснициных и заглянул на кофе в Севкабель Порт. Береговая линия здесь мало изменилась с 17 века, но вид на Финский залив уже не тот


В Гавани были свои Средний и Малый проспекты, но когда пришла пора объединяться с остальным островом, оказалось, что проспекты прямыми линиями соединить не получится. Средний проспект переименовали в Среднегаванский, Малый - в Средний, а Наличный переулок сделали Малым проспектом. Я прошел мимо места, где стояла церковь Святой Троицы, миновал Военно-морской музей и по Шкиперскому протоку


пришел в Гавань


По Шкиперскому мосту


перешел Шкиперский же канал, который в прошлом никак не назывался. Да и выглядел иначе. Это был просто канал, прорытый через отмель к фарватеру, а стены его, как и стены бассейна Галерной гавани, укрепляли уже в 19 веке. Берег подняли, и стало возможным даже построить на берегах канала современные здания Газпрома


К кроншпицам я не выходил и паровой кран не фотографировал. На снимках вид с западного берега Галерной гавани и водонапорная башня конца 19 века


Малый бассейн Гавани осенью


И вид на Гавань зимой 2021 года


Дальше начинался залив. В прошлом. По генеральному плану 1966 года берег начал движение на запад, и это движение не прекратилось до сих пор. Я прошел по территории, бывшей когда-то дном морским, до ЗСД


А так выглядел современный берег Васильевского острова зимой 2021 года. Он давно вышел из границ плана 1966 года, а Морская набережная оказалась в этом месте почти в полутора километрах от моря. Пока на новом берегу зданий не так много, но скоро застроят все


На новом побережье вырастут деревья, и берег поползет дальше на запад


А пока зимой здесь по-своему красиво


Снежная пустыня Балтики


Низкое зимнее солнце


и прогулки по льду


Смоленке тоже досталось. Однажды ее русло уже спрямляли к западу от Смоленской церкви. Где-то там впереди за Воскресенской церковью


А в 1966 году Смоленку направили в Финскйи залив. Вид с моста Кораблестроителей на спрямленную реку Смоленку и вид на Смоленку недалеко от истока, где в незапамятные времена была Чухонская слобода на острове Голодай


Современный остров Декабристов получил свое название в двадцатые годы при советской власти, потому что казненных декабристов могли похоронить на острове Голодай (или даже на Гунаропуло). Рядом с островом Голодай на западе были острова Вольный и Золотой. Остров Вольный на картах разного времени иногда изображали целым архипелагом Вольных островов. Там никто не жил постоянно, но некоторые скрывались. Берега во время наводнений оказывались под водой, и очертания Вольного менялись. Сейчас по берегу бывшего острова Вольный проходит проспект Крузенштерна и набережная Макарова. На севере от острова Голодай были острова Жадимировского, Кашеварова и Гунаропуло. Все эти острова были со временем соединены с островом Голодай и стали одним современным островом Декабристов. Большую часть изменений проводили по плану 1966 года, когда заболоченные земли превратились в улицы, а западный берег должен был стать морским фасадом


Пока сложно сказать, каким будет берег в будущем, но сейчас со стороны Финского залива он выглядит так


Перебраться через Малую Неву можно разными способами. Под рекой по тоннелю,


по воде


или по одному из трех мостов. Остров Серный, долгое время остававшийся безымянным, не стал частью острова Декабристов. Через него проходит мост Бетанкура


Соседний Петровский остров тоже выходит к заливу своим западным берегом, и этот берег менялся в 20 веке и продолжает изменяться сейчас


Летом я пересек остров с востока на запад. Здесь был залив и канал, соединявший Малую Неву и Ждановку


Деревянный дворец Екатерины II сгорел в 1912 году. Но какие-то старые деревянные постройки здесь еще можно встретить по пути к речному яхт-клубу профсоюзов


В конце августа на Петровской косе сгорел ресторан "Паруса". Я побывал в Гостевой гавани на следующий день


Этот берег не был застроен до второй половины 20 века. Сейчас здесь можно прокатиться на вертолете или гидроцикле. В 2020 году администрация города начала борьбу с профсоюзом, поэтому возможно появление на этом берегу в скором будущем чего-то совершенно нового


Вид на Малую Невку и соседний Крестовский остров


Западный берег Крестовского острова долгое время оставался неосвоенным. Здесь была заболоченная низменность, покрытая низкорослым лесом, через который с востока к берегу вела Батарейная дорога. На месте площадки бывшей "Крестовской" батареи и городской свалки в тридцатые годы прошлого века начали строить стадион имени Кирова. Во время войны и блокады Ленинграда строительство прерывалось, поэтому стадион был открыт только в 1950 году. Для его строительства берег осушали и поднимали. Стадион имени Кирова был закрыт и снесен в 2006 году. В 2007 году было начато строительство нового стадиона, позже получившего название "Газпром Арена". Стадион был открыт в 2017 году. За время строительства стадиона было начато и закончено строительство ЗСД (западный скоростной диаметр) на этом участке. Станция метро "Новокрестовская" была открыта на берегу залива в 2018 году. Позже ее переименовали в "Зенит". Западный берег Крестовского острова я фотографировал с другого берега Финского залива

Вместе с ЗСД и стадионом берег Крестовского острова зимой выглядит так


Недостроенный стадион имени Кирова видно на немецкой аэрофотосъемке времен Великой Отечественной войны, а на современном снимке на его месте Газпром Арена


Село Лахта уже существовало в 15 веке на берегу залива, но в 17 веке эти земли захватили шведы. Где-то недалеко от села Петр I устроил свою усадьбу Ближние Дубки. Из этих мест в Санкт-Петербург доставили Гром-камень. Я писал об этом на другой странице. Береговая линия здесь сильно изменилась после включения в черту города в 1963 году. Берег, с которого я делал снимки, был морем до начала грандиозных строек конца 20


и начала 21 веков. Башня Лахта-центра высотой 462 метра видна полностью только в безоблачные дни


Хотя совсем рядом все еще можно увидеть пустынные пейзажи и вполне деревенские улицы


Западный берег острова Котлин я показывал осенью, а в январе решил пройтись по восточному берегу. Миновав Никольский Морской собор,


по Макаровскому мосту перешел Петровский канал


и отправился в Петровский парк. Нужно ли говорить, насколько изменился Котлин с допетровских времен. Его берега продолжают изменяться до сих пор. Шел сильный снег, и солнце едва проглядывало сквозь низкие тяжелые тучи


Средняя гавань, Купеческая гавань и Петровский канал. Еще один


Рейдовый пост батареи Князь Меншиков и вдалеке первый построенный Петром в 1704 году на насыпанном за зиму острове форт Кроншлот в его современном виде


Слева от подводной лодки вдалеке форт Павел I. Мины между этим фортом и фортом Александр I остановили атаку англичан в 1854 году


День в январе еще не слишком длинный и продолжается немногим больше 6 часов. Если добавить к этому пасмурное небо, то иногда кажется, что ночь сменяет рассвет, потом наступают сумерки, а за ними закат, и опять наступает ночь


Судоходство зимой не прекращается


Судно идет в Морской порт


С последними лучами солнца снег закончился и небо стало ясным


Я постоял на смотровой площадке


и пошел на северный берег, откуда был виден Пороховой форт и КАД на дамбе комплекса защитных сооружений


Морской собор ночью


Следующие фотографии не на тему морских берегов. Я решил добавить их на эту страницу, потому что зима почти закончилась. Возможно, я тороплю события, и будет еще снежный март. Вид на покрытую сугробами Неву в конце февраля с пляжа у Петропавловской крепости


Вид на Дворцовую набережную. Здесь пересечь Неву нельзя,


но можно дойти до Стрелки

Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2021