Не про Древний Египет без фотографий

Обычно представление об истории Египта формируется у людей еще в школе, и хронология для большинства в лучшем случае выглядит примерно так: пирамиды, фараоны, греки, римляне, арабы, мамлюки, османы, Наполеон и вот мы в отпуске на Красном море. Более короткая версия может включать Сфинкса, Клеопатру и Цезаря (еще там был Марк Антоний). Люди, получившие профильное образование и посвятившие свою жизнь изучению истории, знают о Египте гораздо больше, но есть еще те, для кого изучение истории в какой-то момент жизни превращается в увлечение, никак не связанное с полученным образованием и родом занятий.

Я написал не о всех людях планеты Земля, потому что не знаю ничего о преподавании истории в Индонезии, Конго, Вьетнаме и большинстве других стран. Я только предполагаю, что изложение истории Египта в школах и университетах некоторых стран Европы, Азии, двух Америк, в Австралии и в странах Африки должно в чем-то совпадать. При этом я понимаю, что, к примеру, во Франции, Великобритании, Турции или России, не говоря уже о самом Египте, отдельные периоды истории могут изучаться по-разному или не изучаться вовсе.

Как мы стали такими, какие мы есть, и как вышло, что, начав с собирания камней на соседней поляне, мы уже натаскали их даже с Луны? Нельзя найти ответы на все эти вопросы «жизни, вселенной и всего такого», не изучая историю, но для меня это увлечение, никак не связанное с полученным образованием и родом занятий. И знания мои фрагментарны, потому что с одной стороны всего не объять, а с другой – мне нужно не все и не сразу для поиска ответа на главный вопрос вселенной. В какой-то момент изучения истории наступает очередь Древнего Египта, который нужно увидеть и потрогать, а не только о нем прочитать.

У всех знакомство с древностями в Египте складывается по-разному, но как бы оно ни сложилось, соприкосновения с современной страной не избежать. Рано или поздно появляются вопросы, которые можно либо загнать куда-нибудь в далекие уголки сознания и там забыть, либо попробовать на них ответить. Один из вопросов состоит в том, как современные египтяне связаны с Древним Египтом. И вот тут оказывается, что ответ не такой уж очевидный. Без претензий на научность изложения и истину в последней инстанции я попытался на него ответить.

Египтология охватывает историю от глубокой древности до Византийского периода. Вроде бы потом пришли арабы, и все закончилось. Но что происходило на этой земле с середины 7 века и до того момента, когда Наполеон вместе с войсками привез в Египет ученых, а это в итоге привело к развитию египтологии, которая охватывает историю Египта от глубокой древности до Византийского периода?

Источников по Древнему Египту много и становится все больше благодаря новым исследованиям уже 21 века. Многое можно найти в интернете если не на русском, то на английском языке. К сожалению, история Египта после завоевания арабами освещена не так подробно, либо я просто не нашел в интернете то, что искал. Обычно описывается только само завоевание. Среди найденного в открытом доступе современные:

  -  Alfred J. Butler, The Arab Conquest of Egypt and the Last Thirty Years of the Roman Dominion. Хотя автора критикуют за излишнюю любовь к коптам и связанную с этим субъективность изложения

  -  Хью Кеннеди. Великие арабские завоевания

  -  Большаков О. Г. История Халифата. Похоже, в русскую версию вики больше заимствовали из него

  -  Панченко К. А. Коптский бунт: к анализу башмурских восстаний VIII-IX вв. Небольшая, но полезная для понимания момента статья. Как и следующая

  -  M. Wassermann. The Process of Islamization in Egypt

У современных авторов приведены огромные списки источников, но прочитать их все я бы не взялся, даже если бы все нашел, поэтому в ограниченное время выборочно прочитал первоисточники:

  -  Хроники Иоанна Никиусского. The Chronicle of John (c. 690 A.D.) Coptic Bishop of Nikiu: Being a History of Egypt Before and During the Arab Conquest

  -  ‘Абд ар-Рахман б. ‘Абдаллах б. ‘Абд ал-Хакам ал-Кураши. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса

В современной Арабской Республике Египет, образовавшейся в 1952 году на месте королевства, жители называется египтянами. При этом коренных египтян называют коптами. Так считают египетские христиане. Или лучше сказать, что египетских христиан называют коптами? Так считают египетские мусульмане. Во многих источниках можно встретить утверждения о том, что все современные египтяне являются потомками древних египтян, либо наоборот, утверждается, что потомков древних египтян не осталось, а в Египте проживают либо арабы, либо некий монолитный народ, являющийся смесью всех со всеми, а коптами называют египетских христиан, которые ничем не отличаются от остальных современных египтян.

Однако любой человек, хорошо знакомый с коптами, и в особенности египтянин, легко отличит коптов от всех остальных просто по внешности. Говорят, что внешность бывает обманчива, поэтому лучше обратиться к источникам.

Оказывается, что название копт уже само сообщает о принадлежности человека к потомкам древних египтян. Различные словари и энциклопедии (Вики, ЭСБЕ и т.д.) сообщают, что слово является искажением древнегреческого названия Египта Αἰγύπτιος (Aigyptios): «Копты (Qubt) — имя, употребляемое арабскими писателями для обозначения египтян-христиан, вошедшее с XVII в. во всеобщее употребление в Европе (Coptae, Coptitae) и представляющее искажение «Αἰγύπτιος». По телосложению, языку и характеру К. — несомненные потомки древних египтян». Но почему именно копты, а не все народы, населяющие Египет? Для начала можно проверить, как называли древние греки египтян и других жителей Египта. К примеру, Геродот так и называл Αἰγύπτιοι. А эллинов называл эллинами Ἑλλήνων. Египтянин Манефон написал свою Египтику на греческом во времена правления Птолемеев и пользовался тем же греческим названием, а другие народы называл по их именам, что говорит о том, что и греки, и египтяне хорошо понимали, что называют египтянами египтян, а не гиксосов, греков или другие народы, жившие в разное время в Египте. Я не стал искать, в какое время жители Египта стали использовать греческое слово в качестве самоназвания, но к появлению в Египте арабских завоевателей это имя прочно закрепилось за коренным населением Египта. Не зная арабский, я могу только довериться переводу текста Ибн ‘Абд ал-Хакама, который использует как арабское, так и греческое название египтян, которое уже звучит «qubt» (от этого арабского варианта произошел используемый на Западе и у нас «copt» или «копт», как сообщают все словари и энциклопедии), выделяя при этом собственно египтян, ромеев или арабов, а не называя египтянами всех жителей страны. С. Б. Певзнер в предисловии пишет, что «Интерес Ибн ‘Абд ал-Хакама (и последующих египетских авторов) к египетской древности неслучаен и объясняется особой ролью арабской знати в Египте. Более двух веков ее представители занимали важнейшие должности в государственном аппарате (даже если назначенный халифом правитель и не принадлежал к ней, как бывало чаще всего), пытаясь обособиться от халифата в политическом отношении. Идеологическое обоснование политического сепаратизма создали египетские историки, которые всячески подчеркивали близость арабов и коптов – эта тема развернута в начале книги Ибн ‘Абд ал-Хакама, где, с одной стороны, подчеркивается родство арабов с коптами, поскольку египтянка Агарь была матерью прародителя арабов Исма’ила, а с другой – хорошее отношение к коптам пророка Мухаммада, поскольку матерью его сына Ибрахима, умершего в младенчестве, была коптянка Марийа. Египетские арабы претендовали на то, что они являются прямыми продолжателями древней египетской культуры и истории, на то, что они сами египтяне. Именно поэтому среди многочисленных исторических трудов, написанных египтянами, практически нет ни одной «всеобщей истории», нет ни одного сочинения, которое было бы посвящено истории халифата в целом». Возможно эти политические игры арабов далекого прошлого сейчас приводят к заблуждениям относительно родства коренных египтян (коптов) и арабов, но современные копты категорически не согласны на такое родство.

Итак, на момент завоевания копты продолжают быть единственными коренными египтянами, а слово «копт» становится названием коренных египтян в теперь уже арабском Египте. Очевидно, что в дальнейшем не могли появиться новые неизвестные родственники древних египтян с претензиями на наследство, хотя арабы попытались найти родство пусть даже через такие странные объяснения, как приведено выше. Есть еще один аргумент, который используется для обоснования того, что все современные египтяне, а не только копты, являются потомками древних египтян – это большинство, которым были копты в Египте, а ромеи, арабы и другие народы, жившие в период массовой исламизации, не могли существенно повлиять на итог. Получается, что большинство коптов приняло ислам, меньшинство осталось христианами, а сейчас, когда коптами называются только египетские христиане, можно сказать, что все являются потомками коренных египтян. Эта современная подмена понятий на самом деле выдает желание не упоминать какие-то решающие события подлинной истории.

Копты, в отличие от ромеев и других христиан в Египте, получили после арабского завоевания привилегированное положение, строили церкви и не преследовались за вероисповедание. Они платили налоги, но и занимались их сборами. Однако положение коптских священнослужителей и знати существенно отличалось от положения крестьян. В 8 и 9 веках из-за непомерных налогов Египет сотрясали восстания, только некоторые из которых были коптскими. Восстания жестоко подавлялись, а коптов выселяли за пределы Египта, продавали в рабство и уничтожали. В это время происходило переселение арабов и других мусульман в Египет из разных регионов и массовые переходы коптов, ромеев и прочих в ислам. Причины были условно экономическими – возможность не платить налоги, которые должны платить немусульмане. Естественный прирост населения среди переселившихся в Египет арабов был выше, чем у остального населения за счет более высокой рождаемости, что тоже повлияло на состав населения. В первые десятилетия после завоевания копты были подавляющим большинством в Египте, но уже в 9 веке они оказались в меньшинстве. При этом сложно сказать, сколько коптов приняло ислам.

Нужно учитывать и то, что если копт женится на мусульманке, то должен принять ислам. Мусульмане могут жениться на христианских женщинах, но их дети становятся мусульманами. Копты, принявшие ислам, исключались из коптской общины. Переходить из ислама в христианство в Египте запрещено, за редкими исключениями в его истории, когда это разрешали коптам, принявшим ислам. Такие послабления случались не часто. Все перечисленное гарантирует, что копты были изолированы и ни с кем не смешивались, пока оставались христианами, а если принимали ислам, то переставали быть коптами.

Сложно сказать, только арабы или вообще все мусульмане в Египте стали в итоге подавляющим большинством, так как позже в Египте правили мамлюки, а потом Египет вошел в состав Османской империи. В течение нескольких веков в страну переселялись как арабы, так и мусульмане не арабского происхождения, которых, как и арабов, нельзя причислить к коренным египтянам. Эпидемии чумы, восстания, войны и прочие события влияли на численность населения Египта, но копты вплоть до сегодняшнего времени остаются в меньшинстве, не смешиваясь с другими народами.

Учитывая все написанное выше, уверенно считать потомками древних египтян в современном Египте можно только коптов. Среди современных египетских мусульман немало потомков принявших ислам коптов, поэтому отчасти они тоже могут быть потомками древних египтян, но выяснить сколько их живет в Египте после веков ассимиляции, практически невозможно.

Научные методы совершенствуются, но применить их в Египте не всегда можно из-за требований египетских властей. Исследования образцов за редким исключением можно проводить на территории Египта, но не за его пределами. На территории Египта даже те немногие исследования, которые можно выполнить, получаются неоправданно дорогими. Однако генетические исследования время от времени проводятся, а результаты публикуются.

Копты живут не только в Египте. В соседнем Судане проводились исследования ДНК современного населения с учетом этнической принадлежности (Y-Chromosome Variation Among Sudanese: Restricted Gene Flow, Concordance With Language, Geography, and History). А через несколько лет проводилось другое исследование ДНК шести этнических групп, среди которых также были копты (The genetics of East African populations: a Nilo-Saharan component in the African genetic landscape). Авторы обоих исследований независимо отметили, что копты Судана происходят из Египта. Во втором случае автор выявил «коптский кластер», который отличает коптов от других групп в этом исследовании. Кроме того, результаты, полученные для коптов, сравнивались с результатами, полученными для популяции египтян, не являющихся коптами, и жителей Катара. Сравнение показало, что копты генетически отличаются от современных египтян не-коптов, хотя автор отмечает, что отличия незначительны. Вместе с этим египтяне не-копты генетически ближе катарцам (арабам), в отличие от коптов, у которых не найдено арабского влияния.

В итоге из всех современных египтян только коптов уверенно можно считать потомками древних египтян. Остальные современные египтяне генетически близки арабам. Не говоря уже о религии и культуре.

Я обошел вниманием коптский язык, которым еще иногда пользуются копты в быту и на котором проводят службы в коптских церквях. Это последняя версия египетского языка, не имеющая ничего общего с арабским. Удивительно, что коптский язык дожил до нашего времени и успел сослужить службу при дешифровке древних египетских иероглифов, хотя он перестал быть государственным (или официальным языком, языком административных документов) в начале 8 века. Но об этом уже много всего написано.

Фотографии с лицами египтян, считающих себя коптами, арабами, нубийцами или представителями других народов, есть на других страницах моего сайта, посвященных Египту.

Можно получить некоторое представление о том, как может измениться язык за несколько сотен лет, попытавшись почитать что-нибудь из письменного прошлого на русском или английском. И очень трудно или даже невозможно представить себе, насколько может измениться язык за несколько тысяч лет. Египтяне в разные периоды истории использовали иероглифическое, иератическое, демотическое и т.н. коптское письмо. Последнее основано на использовании греческого алфавита, что навело меня на мысль о том, что я смогу прочитать (но не понять) египетские тексты. В семье Шеноды Факори мне дали церковные книги, и медленно, по слогам я действительно читал, хотя и возникли затруднения с произношением некоторых непривычных звуков. Точно так же копты читали русские слова, написанные кириллицей. Это был удивительный опыт. Мы не понимали смысл того, что произносим, но благодаря схожему алфавиту я как бы говорил на коптском, а египтяне отвечали мне на русском. Впрочем, некоторые слова, вроде «Папа» или «Мемфи» мы произносили, вполне понимая их значение.
Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2018