Дороги империи и кладбище домашних животных

Страница с похожим названием уже есть на сайте, но она о железной дороге, существовавшей на юге России в начале 20 века

Я почти не показываю известные музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области, хотя побывал во многих из них. У музеев есть сайты с замечательными фотографиями: Русский музей, Государственный Эрмитаж, Музей истории Петербурга, Царское Село, Гатчина, Петергоф и другие. Различные путеводители когда-то помогли мне с выбором интересных мест для воскресных прогулок, но со временем я все чаще стал использовать другие ресурсы и социальные сети. На смену дворцам пришли заброшенные особняки, погоревшие церкви или даже кладбища. Не слишком популярных среди туристов мест хватает и в Царском селе

Промышленные железные дороги строились в России еще в 18 веке, но не получили в то время широкого распространения. Первая пассажирская железная дорога общего пользования появилась на севере Россiйской имперiи в первой половине 19 века. Она была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села. Официально Царскосельская железная дорога была открыта 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года. Впрочем, с историей железнодорожного транспорта можно познакомиться в Музее железных дорог России, а здесь только об остатках Императорского пути между Санкт-Петербургом и Царским Селом

До настоящего времени сохранилась только первая ветка Императорского пути. От второй и третьей почти ничего не осталось. На современных спутниковых снимках было довольно сложно найти хотя бы насыпи исчезнувших железных дорог, поэтому я использовал немецкую аэрофотосъемку конца тридцатых годов и времен Великой Отечественной Войны


Современная карта, на которой отмечена сохранившаяся первая ветка и исчезнувшие участки


Я не нашел документы, объясняющие последовательность появления этих трех разных дорог в период с 1895 по 1902 годы, однако все происходило после вступления на престол Николая II. Некоторое представление о том, как принимались решения в прошлом, можно получить из "Исторического очерка развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно", хотя об этом эпизоде в очерке не рассказывается. Как бы то ни было, в 1895 году было построено деревянное здание вокзала, на который по Петербурго-Варшавской железной дороге прибывали императорские поезда, меняя направление на станции Александровская. Вокзал достраивался, но оставался деревянным и после появления второй ветки и третьего Императорского пути, пока не сгорел в 1911 году. На снимках здание вокзала в 1902 году и временный павильон на месте сгоревшего вокзала в 1911 году


Появление отдельных веток и путей можно объяснить удаленностью Царского Села и собственно Александровского дворца, который стал главной резиденцией Николая II, от Петербурго-Варшавской и Царскосельской железных дорог. Третий Императорский путь начинался в Санкт-Петербурге у Императорского павильона, построенного в 1901 году. На снимках ниже павильон в 1911, в 1927 и 2021 годах


Последние два снимка я сделал в январе 2021 года. Сейчас здание закрыто, но сохранились старые фотографии, сделанные внутри. Витебский (Царскосельский) вокзал был построен тремя годами позже. Он в хорошем состоянии и позволяет получить представление о том, как все могло выглядеть когда-то. Снимки ниже я делал в разные дни осени 2020 года


На последнем снимке выше виден грузовой лифт начала прошлого века. Сейчас он не работает. Императорский (Царский) павильон в Царском селе был построен к трехсотлетию дома Романовых на месте сгоревшего в 1911 году деревянного вокзала. Это здание по стилю схоже с построенными неподалеку казармами Собственного Его Императорского Величества Конвоя, Федоровским городком и Ратной палатой. Осенью 2020 года все входы были закрыты, а само здание окружено забором. Дебаркадер (виден на фотографии встречи Саксонского короля в 1914 году)


и на открытке начала 20 века (справа - январь 2021 года)


исчез в тридцатые годы прошлого века. Само здание стало общежитием, а на крыльце устроили кухню. В семидесятых общежитие расселили. На снимках ниже похоронная процессия с гробом дворцового коменданта Дедюлина в 1913 году и вид крыльца в январе 2021 года


Еще несколько фотографий этой стороны здания, сделанных в ноябре 2020 года


И пара фотографий другой стороны


Я не смог попасть внутрь здания, но несколько фотографий, сделанных до того, как здание закрыли, можно найти здесь, например. Судя по фотографиям прошлых лет, крышу оригинальной формы начали восстанавливать уже в девяностые. Зимой я посетил это место еще раз, но дыру в заборе опять заделали. На фотографиях ниже вид от крыльца и вид на Императорский павильон со стороны бывших казарм Собственного Его Императорского Величества Конвоя в январе 2021 года


В нескольких местах сохранились еще опоры мостов Императорского пути. Он проходил перед Египетскими воротами. Опоры я нашел здесь


и здесь


Есть еще и другие места, где можно увидеть остатки мостов третьего Императорского пути. Например, здесь и здесь. Но осенью и зимой погода была не очень подходящей для пеших прогулок по берегам реки Кузьминки, поэтому фотографии этих мест я не делал. Переезд был у Египетских ворот. Их построили в 1830 году при Николае I по проекту архитектора Менеласа на въезде в Царское село. Ворота построены из кирпича и облицованы чугунными плитами. Внутри были караульные помещения, которые в советское время стали жилыми. После смерти последнего жильца и реставрации в конце восьмидесятых годов 20 века входы в башни "пилона" закрыли, а дорогу пустили в объезд. На фотографиях ниже ворота в конце 19 века, в 1948 году после войны и в ноябре 2020 года


Царское Село и окрестности были сильно разрушены в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1919 году Северо-Западная армия под командованием генерала Юденича ненадолго отбила Царское Село у большевиков. Сложно винить советскую власть в разрушении Царского Села, потому что при советской же власти многое было восстановлено. Но далеко не все. Например, Екатерининский собор, взорванный в 1939 году, был воссоздан уже в 2010 году. С 1941 по 1944 город Пушкин был оккупирован немецкими войсками. Здесь стояла испанская "голубая" дивизия. Войска оккупантов повредили и уничтожили многие сооружения. После освобождения началось восстановление и реставрация города. Убранство Янтарной комнаты, похищенное в годы оккупации, было воссоздано только в 2003 году. Императорский путь проходил рядом с казармами Собственного Е.И.В. Конвоя. Так они выглядели после войны. Здания были восстановлены с упрощениями декора в пятидесятые годы 20 века. Сейчас в них размещаются корпуса СПбГАУ. Деревья, посаженные в восьмидесятых, сильно выросли. Снимки я делал осенью и зимой 2020 и 2021 годов


И несколько слов о кладбище домашних животных. Гуляя осенью по Александровскому парку, я обратил внимание на небольшой остров в середине Детского пруда. На острове было хорошо видно небольшое здание и что-то еще темное, но правильных очертаний виднелось в кустах


Попасть на остров было никак нельзя, потому что лодок или мостов для переправы здесь нет. Но они были в прошлом. Пруд, остров и Детский домик появились в первой половине 19 века. Домик предназначался для детей Николая I. Здесь часто бывал "добрый Саша" - будущий император Александр II. Рядом с домом на "мысе доброго Саши" когда-то были установлены бюсты его учителей - Жуковского и Мердера. Бюстов здесь давно нет, но остались основания, на одном из которых я поскользнулся в январе 2021 года. Сейчас на остров можно попасть только зимой по льду. Здесь была переправа


Домик заколочен, а различимые с противоположного берега пирамиды


оказались надгробьями. Я очистил камни от снега и прочитал:


Шилка
1894-1910

Иманъ
6 Декабря 1895 г.
2 Октября 1902 г

Воронъ
Декабря 1889 г.
Сентября 1895 г

Эра
1894-1906

Император Николай II похоронил здесь трех своих любимых собак. Эра была любимой собакой жены Николая II. Здесь можно было бы еще рассказать историю про могилу Распутина, но лучше в другой раз

Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2021