Фивы. Храмовый комплекс в Карнаке, Карнакский храм
Karnak Temple Complex, Ипет-Исут (Ipet-Isut)

Аменхотеп или Аменофис, башни пилона или пилоны? Барка, ладья или лодка? В разных источниках не только одно слово может быть написано по-разному, но и у одного предмета может быть много названий на одном или нескольких разных языках. К счастью, я не сдаю экзамен или книгу в печать, поэтому для краткости использую в своих заметках те имена или названия, которые встречаются чаще в современных публикациях, которые можно найти в интернете. Надеюсь, что это не вызовет трудностей при чтении или при поиске дополнительной информации.

Однако же пора возвращаться в Фивы. Под этим греческим названием древний египетский город упоминается в наше время чаще всего. Ипет-Исут (Ipet-Isut) сейчас находится за пределами современного Луксора и известен как храмовый комплекс в Карнаке (Karnak Temple Complex) или Карнакский храм - по названию современной деревни Карнак, расположенной на территории древних Фив

Карнак

В предыдущий день мы гуляли по городу до позднего вечера, а утром Шенода проспал. Я подождал некоторое время, не дозвонился и пошел в Карнак сам пешком. Аллея сфинксов ведет от Южного святилища в Ипет-Исут, поэтому заблудиться почти невозможно. Это вечерние снимки предыдущего дня, когда мы были в Южном святилище


По самой аллее из-за ремонта местами было не пройти,


но рядом есть дорога, которая в какой-то момент приводит к перекрестку


Во всевозможных путеводителях и энциклопедиях написано, что «для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака, с которым Луксорский храм был соединён мощёной аллеей сфинксов, северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси». Хотя встречается и правильный вариант, когда расположение сооружений объясняется тем, что первый пилон Луксорского храма попытались поставить параллельно стене Храма священных лодок Амона, Мут и Хонсу. Что имели в виду энциклопедисты, когда писали о «соответствии с пилонами Карнака», я не могу понять, потому что других параллельных или перпендикулярных линий здесь нет. Для наглядности я отметил стены, пилоны храмов и аллеи на фрагменте карт Google. Древние египтяне не жаловали прямые углы. Как, впрочем, и современные жители Египта


По пути в Карнак я встретил Мину, с которым мы познакомились в Исне, и ответил на звонок другого Мины из Каира, который сказал, что Шенода поехал в Карнак вслед за мной. Если бы на перекрестке я повернул направо, то пришел бы в храм Мут, но я повернул налево, и пришел к храму Хонсу. Однако современный вход в комплекс находится с другой стороны недалеко от реки, поэтому пришлось еще долго обходить


Пока я ходил пешком, Шенода быстро доехал на автобусе. Мы встретились у билетных касс, но на входе в комплекс Шеноду опять остановили из-за его испорченного "айди" (карточка, которая внутри страны служит египтянам паспортом). Пару фотографий на фоне первого пилона мы все же сделали. Потом я долго ждал и фотографировал все подряд, но Шеноду не пропустили. Он остался снаружи, а я пошел осматривать то, что осталось от величественных сооружений, созданных его далекими предками


На первую фотографию на этой странице попал не весь комплекс, а только его центральная часть. Надеюсь, что снимок дает некоторое представление о масштабе. Это вид на храмы и Священное озеро с его края, противоположного Храму Рамсеса II. Однако у входа есть зал с макетом всего комплекса, на фотографии которого и фрагменте карты Google я попробую отметить основные сооружения. Макет сильно устарел, поэтому в некоторых случаях отметки стоят на пустом месте


На фрагменте карты и фотографии макета отмечены цифрами:

1. Место, с которого открывается вид на макет
2. Место, откуда я сделал первую фотографию комплекса на этой странице и другие виды со Священным озером на переднем плане
3. Современный вход в комплекс со сфинксами Рамсеса II и Пинеджема I (из сфинксов, присвоенных Рамсесом II, но первоначально вырезанных при Аменхотепе III и Тутмосе IV, Пинеджем I создал аллею, которую позже переделывали Шешонк I, Тахарка и кто-то из римлян)
4. Святилища Тутмоса III и Аменхотепа I
5. Святилища Осириса
6. Храм Птаха
7. Первый пилон Нектанеба I
8. Второй пилон Хоремхеба, построенный из блоков разрушенного монумента Эхнатона
9. Третий пилон Аменхотепа III и четвертый пилон Тутмоса I
10. Пятый пилон Тутмоса I и шестой пилон Тутмоса III
11. Седьмой пилон Тутмоса III
12. Восьмой пилон Хатшепсут
13. Девятый пилон Хоремхеба
14. Десятый пилон Хоремхеба
15. Храм Осириса
16. Храм Опет
17. Аллея сфинксов и ворота Птолемея III Эвергета (Благодетеля)
18. Храм Аменхотепа III
19. Храм Тахарки
20. Фестивальный и поминальные храмы Тутмоса III
21. Храм Рамсеса II
22. Восточные ворота
23. Храм Рамсеса III
24. Руины святилища Амона – древнейшей и почти не сохранившейся части храмового комплекса времен Среднего царства

В интернете можно найти много других схем. Рядом с фотографиями на этой странице я постараюсь дать описание и привести ссылки на страницы с дополнительной информацией. 

Первые храмовые сооружения на территории, которую занимает сейчас комплекс в Карнаке, появились в конце 3 тысячелетия до нашей эры. Раскопки продолжаются, поэтому возможно и удревнение, но пока отсчет ведется от Иниотефа II из XI династии. Вероятно, на месте комплекса еще со времен т.н. Среднего царства существовало святилище Амона, которое следующие почти 2 тысячи лет реставрировалось, расширялось, достраивалось и перестраивалось, пока не превратилось в крупнейшее из когда-либо созданных религиозных сооружений. Храмовый комплекс даже сейчас похож на город, хотя и сильно разрушенный. Как и многие другие сооружения Египта, комплекс был заброшен и забыт, а потом заново открыт европейцами после экспедиции Наполеона в конце 18 века. На первых рисунках и старых фотографиях видно, что сооружения были сильно разрушены и засыпаны мусором и песком.

На видео UCLA (University of California at Los Angeles) можно увидеть, как создавался комплекс, начиная с 1971 года до нашей эры. Скорость воспроизведения лучше увеличить вдвое. На сайте университета по ссылке много полезной информации о храмовом комплексе. Я добавил этот ролик потому, что при разных царях не только возводились новые сооружения, но иногда разрушались или перестраивались старые


Вид на комплекс со стороны Священного озера. Когда-то все эти сооружения были раскрашены яркими красками, а иногда и золотом, но и в наше время, даже будучи сильно разрушенным, комплекс впечатляет. Краны на фотографиях современные. Их используют для восстановления пилонов и прочих работ


На следующих фотографиях гипостильный зал, первый пилон, Священное озеро, седьмой, восьмой и девятый пилоны, сооружения из кирпича за озером и другие сооружения


Первое святилище Амона было построено на берегу, но тогда русло Нила отличалось от современного. Оно менялось в древности, поэтому от реки к храму вел канал. Сейчас от места, где было святилище, до берега около восьмисот метров. От первого пилона примерно полкилометра. У первого пилона сохранилась пристань и святилище для священных лодок. Скорее всего канал прокладывали не только для священных лодок, но и для доставки строительных материалов, поэтому должен был существовать и канал, ведущий от Нила к храму Мут. Впрочем, это мое предположение. Сейчас никаких каналов здесь нет, как и искусственного пруда перед входом


За пристанью и святилищем священных лодок видны остатки стены Нектанеба I, окружавшей комплекс


От первого пилона к пристани ведет аллея сфинксов Рамсеса II и Пинеджема I. Ее видно на снимках меня и Шеноды выше на этой странице. Один из двух обелисков Сети II перед сфинксами. От левого остался только пьедестал. Вход в комплекс и расположение сфинксов сейчас такие, как были в Римскую эпоху, а в более ранние периоды все выглядело иначе


Первый пилон Нектанеба I не был первым построенным пилоном и никогда не был достроен. Некоторые ученые предполагают, что пилон, стена и ворота на этом месте были и раньше, а при Нектанебе прежнее сооружение заменили или перестроили. Здесь со стороны площади между пилонами сохранились кирпичные пандусы, которые служили для подъема блоков. Египтяне не использовали краны. Методы строительства описаны, например, на странице UCLA


Похоже, что одну из башен сделали шире уже после того, как возвели обе башни первого пилона. Ниже на снимках пилон со стороны площади Шешонка I


Разве этот узор не из христианского времени?


Площадь, построенная Шешонком I между первым и вторым пилонами, была позже перестроена Нектанебом I. Аллея бараноголовых сфинксов начиналась от предыдущего (сейчас второго) пилона, служившего входом. Вероятно, Шешонк I поставил ворота на том месте, где сейчас находится первый пилон. Сфинксы с фигурой фараона между передними лапами были передвинуты из середины к краям площади


Слева от входа рядом с первым пилоном находится храм Сети II со святилищами Амона, Мут и Хонсу. Или это храм священных лодок, построенный при Сети II. Я встречал обе версии. Храм был построен за пределами комплекса, но потом оказался на площади Шешонка I. Похоже, что левая его сторона была разрушена, а потом восстановлена из таких же необработанных каменных блоков, что и первый пилон. Здесь же у входа (вид в сторону храма Рамсеса) находится пьедестал, сведений о котором я не нашел


Шешонк I окружил площадь стеной и колоннами, а Тахарка передвинул к стенам сфинксов. Мне просто нравятся эти странные животные


Стена закрывает площадь слева, заканчиваясь у второго пилона. Под пальмами у второго пилона лежит разрушенный обелиск Тутмоса III. Как и многое другое в храмовом комплексе (обелиск Сети II у входа, например), этот обелиск на картах, схемах и в описаниях обычно игнорируют по непонятным причинам. Всего в храмовом комплексе было 20 обелисков


Справа от фрагментов разрушенного обелиска между башнями второго пилона находится вход в гипостильный зал. По обе стороны от входа расположены статуи Рамсеса II и Пинеджема I. Иногда их называют статуями Рамсеса, присвоенными Пинеджемом. На первом снимке вид на статуи Рамсеса (и Пинеджема) со стороны портала Бубастиса (или ворот Бубастидов). Со спины Рамсес похож на серфингиста


Колоннада Тахарки перед вторым пилоном почти в центре площади с единственной сохранившейся колонной, пустыми пьедесталами и одиноким сфинксом, чью принадлежность к какому-либо времени я не смог определить


Строительство второго пилона с западными воротами было начато при Хоремхебе, а декорирование заканчивал Рамсес I. Когда пожар сильно повредил ворота, уже при Птолемее VI был проведен ремонт. До нашего времени второй пилон очень плохо сохранился. Его пытаются восстановить в том виде, каким он был во времена т.н. Нового Царства, когда была построена большая часть комплекса. На фотографиях ниже стены ворот второго пилона


Стена второго пилона справа от входа в гипостильный зал. На правой части снимка виден вход в храм Рамсеса III


Вход в храм Рамсеса III я сфотографировал со стороны площади, а портал Бубастиса (или Бубастидов) - только снаружи, когда возвращался из храма Хонсу


Внутренний двор храма Рамсеса III


В гипостильный зал храма вход был закрыт даже за бакшиш, а в другой раз я в Карнак пока не заходил, поэтому ниже только фотографии двора


Справа от храма Рамсеса стена продолжается до первого пилона. Колонна и стена перед первым пилоном не были завершены, поэтому выглядят так. Египтяне сначала строили из грубо обработанных блоков, а потом выравнивали поверхность


Минуя единственную сохранившуюся колонну Тахарки, я отправился с первой площади в гипостильный зал через ворота второго пилона


Гипостильный зал между вторым и третьим пилонами был построен при Сети I. В источниках на любом языке упоминается обычно с перечислением 12 центральных колонн высотой 21 метр и 122 колонн по сторонам высотой 12 метров. Зал был крытым, однако днем  в центральный и боковые нефы проникал солнечный свет


Колонны изображают папирус и были в древности раскрашены в яркие цвета


Сейчас цвет у всех колонн и стен одинаковый, но все равно здесь не покидает ощущение, что попал в какой-то волшебный каменный лес


То тут, то там появляются и исчезают среди гигантских колонн маленькие фигурки людей


Каменные решетки, через которые в боковые нефы проникал приглушенный солнечный свет


В некоторых местах сохранилась краска


И грязь, которой были покрыты многие конструкции больше тысячи лет


У входа и выхода есть статуи, но я не нашел, кого они изображают. На одной есть корона с двумя гусиными перьями, поэтому можно предположить, что это Амон. Рельефы на стенах и колоннах зала я здесь не описываю. Их описание можно найти в разных источниках. На русском здесь, например


После выхода из гипостильного зала за третьим пилоном начинаются россыпи блоков из плохо сохранившихся сооружений разных эпох. На фотографии ниже по краям видны стены третьего пилона, далее - площадь Аменхотепа III и обелиски Тутмоса I (справа перед 4 пилоном) и Хатшепсут. Сохранился только один обелиск Тутмоса, а от второго остался пьедестал и фрагменты. Обелиск Хатшепсут стоит за четвертым пилоном, построенным Тутмосом I. Два обелиска Хатшепсут были окружены стеной при Тутмосе III, а еще два стояли перед 4 пилоном, но не сохранились. Всего в храме было установлено 6 обелисков Хатшепсут


Верхняя часть второго обелиска Хатшепсут сейчас лежит на берегу Священного озера. Местами рельефы выглядят так, будто их только наметили, но не начинали работу. Как если бы этот обелиск был установлен незаконченным или его только собирались установить


Другой вид на обелиски Тутмоса и Хатшепсут. О судьбах обелисков Карнака (и многих других обелисков) можно прочитать по ссылке


За гипостильным залом в нагромождении огромных каменных блоков часто только угадываются очертания некогда величественных сооружений. На левом снимке ниже одна из колонн у выхода из гипостильного зала и часть восточной стороны третьего пилона. Колонна стоит прямо, но она не помещалась в кадр, поэтому пришлось наклонить фотоаппарат. На правом - разрушенный четвертый пилон, за которым виден обелиск Хатшепсут


Фрагмент второго разрушенного обелиска Тутмоса I у стены 3 пилона. Кстати, обработка гранита на этом уровне примитивными инструментами древних египтян мне уже вполне по силам, но об этом и о том, где в современном Египте найти медь, я напишу отдельно


На снимке разрушенный 4 пилон, видна стена 3 пилона и гипостильный зал. На правом снимке в отдалении под пальмами развалины святилища Осириса


Остатки гипостильного зала между 4 и 5 пилонами, сооруженного при Тутмосе I и позже перестроенного. Здесь очень тесно для фотографирования. Я уже писал где-то, что в Египте желательно иметь 10-12 мм на "кропе" или 14-16 мм на полнокадровой камере


Все это нагромождение камней я обходил вокруг и часто забирался наверх, поэтому то, что находится между 4 пилоном и т.н. двором Среднего царства может на фотографиях ниже выглядеть не совсем обычно, но вполне узнаваемо. На снимках видны святилище Хатшепсут, святилище ладьи Филиппа Арридея, уже знакомые обелиски, Ахменну, двор Среднего царства, стена зала анналов Тутмоса III, стены справа и слева собственно храма Амона, как его обозначают на картах, и другие объекты


С момента постройки первого храма здесь много раз строили что-то новое на месте старого или строили рядом, часто используя блоки из старых сооружений в качестве строительного материала. Поэтому увидеть постройки всех эпох в одно время не получится, даже если бы последняя версия комплекса дошла до нашего времени в полной сохранности. До нашего времени в какой-то мере сохранилось в основном то, что строили во времена Нового царства и Позднего периода Древнего Египта. По ссылке можно увидеть попытку реконструкции внешнего вида комплекса в цвете от Mark Millmore. На том месте, где предположительно был храм во времена Среднего царства, сейчас пустая площадка, ничем не застроенная. Вероятно, небольшой храм, существовавший еще при Иниотефе II на этом месте, окружала квартальная городская застройка, следы которой были обнаружены при раскопках. Предположительно в то время площадь города составляла около 50 гектаров. Сенусерт I (или даже его предшественник Аменемхет I) выстроил новый храм, существенно более сложный и большего размера. Сейчас здесь ничего нет, кроме нескольких камней в центре площадки. Да по краям расставлены блоки неопределенной древности и назначения. На одной фотографии крышка от объектива, но это не реклама компании Nikon. Я иногда использовал что-то из знакомых предметов для масштаба


К сожалению, об этом времени известно мало, поэтому остается только догадываться, как все здесь могло выглядеть в правление Иниотефа II или Сенусерта I. Туристы быстро пересекают площадку и попадают в юбилейный храм Тутмоса III - Ахменну


Здесь сохранился потолок и краски. В который раз замечаю, что древние египтяне укладывали потолочные перекрытия не под прямым углом. На колоннах встречаются надписи на коптском или греческом. Потому, вероятно, что здесь была христианская церковь уже в первые века нашей эры


Колонны внутри


Здесь встречаются статуи без опознавательных признаков. По всей видимости, это божественное семейство и царственные особы... Я как-то обратил внимание Шеноды на то, что его предки всегда изображались с очень длинными ступнями и с длинными пальцами на ногах. Не знаю, зачем нужно было такое преувеличение, как, впрочем, и Шенода не знал, для чего так делали его далекие родственники. У современых египтян вполне обычные размеры обуви и пальцы на ногах


И вид на храм с другой стороны


За юбилейным храмом расположен Ботанический сад Тутмоса III








Напротив Ботанического сада находится святилище Александра Македонского. Святилище, переделанное для Александра Македонского


Храм огорожен стеной, за которой снаружи находилось Святилище Внемлющего уха (или святилище Амона слышащего). Такие святилища делали для тех, кто не мог пройти на территорию храма


Алебастровая статуя изображает царя и бога, но это предположение. А перед святилищем был установлен алтарь, который сейчас стоит снаружи


Дальше в направлении восточных ворот Нектанеба I находятся руины храма Рамсеса II


Вид в сторону западного входа с разных ракурсов


Колоннада Тахарки перед восточным входом

Где-то здесь стоял обелиск, начатый Тутмосом III и законченный его внуком Тутмосом IV. Римский император Константин I хотел перевезти обелиск в Константинополь (сейчас это Стамбул в Турции). Обелиск довезли до Александрии, но уже Константин II решил поставить обелиск в Риме. Обелиск перевезли в Рим и установили в Большом цирке, но позже он упал и пролежал забытым до 16 века нашей эры. Разбитый на три части обелиск нашли по приказу Папы Сикста V и установили на Piazza di San Giovanni in Laterano, где он находится до сих пор. Его высота 32.18 метра, что делает обелиск самым высоким из сохранившихся древних обелисков. Это была история обелиска, рассказанная Hiroyuki Nagase


Колонны Тахарки у ворот Нектанеба I не такие высокие, как перед вторым пилоном


Здесь, как и во многих других местах, к туристам подходят местные жители и с заговорщицким видом предлагают что-то показать, что можно посмотреть и без их участия. Или сразу протягивают руку, намекая, что турист зашел на закрытую территорию, поэтому нужно заплатить за молчание. Часто подходит полицейский, с которым эти люди делят добычу. Я уже писал, что еще в Гизе у меня выработалась реакция на подобных "гидов" и прочих вымогателей, поэтому при попытке ко мне подойти или что-то попросить начинал говорить со злобой (и совершенно искренне) на русском, потому что и без знания языка все эти люди отлично понимают интонации и сразу уходят. Но японский турист на фотографии у ворот был новичком, поэтому отбился не сразу. Я пошел в его сторону, но увидел, что от него уже отстали. Так обстоят дела и с веревочками, которые натягивают где-то, куда нужно войти в древних сооружениях. Перед веревочкой стоит человек, который услужливо ее снимает, будто пропуская туристов, а потом просит деньги. Но все эти люди просто пытаются обмануть туристов, потому что не имеют отношения к храмам и сами придумали эти фальшивые заграждения, поэтому их нужно игнорировать. Ко всему прочему не так и сложно догадаться, что бездельники в храмах находятся целый день, а туалетов нет, поэтому отдаленные уголки, куда не часто заходят посетители, изрядно загажены. Я мог бы посвятить отдельную страницу без картинок тому, что действительно мешает в Египте знакомиться с древностями, но оставлю это здесь, так как отдельную страницу никто не будет читать

Достаточно об этом и вернемся к древностям. На фотографиях ниже храм Осириса слева от ворот Нектанеба I, если смотреть на них изнутри, и сами ворота. Рядом с воротами стена из глиняного кирпича. Похоже, что ворота были частично разрушены или была разрушена каменная стена, на месте которой выстроили новую из кирпичей. За воротами должны находиться обломки пьедестала и самого обелиска Рамсеса II, но с этой стороны их не видно


Если опять повернуться к воротам спиной, то слева окажется Священное озеро. Нужно пройти налево от стены, окружающей храмы,


и после этого подняться на трибуны, с которых видно почти весь комплекс. Фотографии я приводил в начале страницы, поэтому здесь добавлю только несколько. Сами сооружения из глиняного кирпича сырца я не опознал. Вроде бы где-то здесь держали священных гусей Амона, а остальные помещения были складами или в них жили обслуживающие храмы люди


К 7 пилону можно пройти по берегу Священного озера, где среди прочих обломков лежит часть обелиска Хатшепсут, но он уже был на фотографиях выше на странице. А перед ним находится небольшая часть построенного Тахаркой здания. От самого здания с подземными камерами и площадкой наверху почти ничего не сохранилось, кроме ведущего на верхнюю площадку пандуса. Это место называют нилометром, но оно могло быть сакральным колодцем, наполненным мифическими первобытными водами. Само Священное озеро было выкопано для ритуальных целей при Тутмосе III


Скарабей Аменхотепа III вырезан из гранита в верхней части блока. Высоко, поэтому сфотографировать его целиком не получилось


Во двор перед седьмым пилоном ведут ворота


Между 7 и 8 пилонами лежат фрагменты еще одного обелиска Тутмоса III. Другой обелиск Тутмоса был перевезен в Константинополь (сейчас Стамбул)


Перед 7 пилоном частично сохранились колоссы Тутмоса


Пилоны строились не в том порядке, в котором они пронумерованы в настоящее время. 8 пилон был построен при Хатшепсут, а 7 пилон - при Тутмосе III. Где-то между этими пилонами было хранилище священных барок, но я его не нашел. У входа 8 пилона стоит часть чьей-то статуи


Вход внутрь пилона закрыт


С другой стороны у 8 пилона установлены колоссы Аменхотепа I и Тутмоса II, а на стене изображен Аменхотеп II. Так говорят, но у меня есть сомнения в принадлежности колоссов


Пилон выглядит так, будто колоссы разрушали особо варварским способом, впечатывая в стену. На самом деле все было не так, конечно


9 пилон Хоремхеба с современным краном, который видно на фотографиях этого пилона последних лет


За девятым пилоном видно ворота десятого, а справа на снимке виднеется храм Хонсу и рядом Южные ворота


На фотографиях вид от 9 пилона на комплекс, где слева возвышается первый пилон. И вид на юбилейный (или праздничный - Festival temple) храм Аменхотепа II между 9 и 10 пилонами


За воротами 10 пилона, строительство которого было начато Аменхотепом III, а закончено Хоремхебом, начинается аллея сфинксов, ведущая к храму Мут. Но ворота и храм в настоящее время закрыты


Справа от 10 пилона находятся южные ворота, к которым я пришел по аллее сфинксов. Ворота (или портал) построил Птолемей III Эвергет на месте незаконченного пилона


Колоннада Тахарки и сфинксы, заимствованные Пинеджемом у Аменхотепа III, здесь почти не сохранились


Аллея ведет к храму Хонсу, построенному Рамсесом III. К этому храму примыкает храм Опет, который виден на заднем плане за пилоном и закрыт для посетителей, как и храм Хонсу


В храме Хонсу открыт перистиль. На фотографиях двор, окруженный двадцатью восемью колоннами


Вход в гипостильный зал и святилище сейчас закрыт, поэтому на фотографиях только стены, потолки и колонны с остатками росписи


В храме Опет закрыто все, кроме стен снаружи


Но увидеть часть внутренних помещений можно, если подняться наверх по лестнице


Храм Опет был построен при Нектанебе I и состоит из небольшого гипостильного зала и святилища. С крыши видно только гипостильный зал и стену соседнего храма Хонсу


Эта стяжка выпуклая или вогнутая?


Вогнутая. Какое-то время мне уже писал и звонил Шенода, оставшийся на входе, поэтому я отправился к первому пилону. Последний взгляд на храм Хонсу издалека


Следующим утром я отправился на друой берег

Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2018