Бантей Срей (ប្រាសាទបន្ទាយស្រី, Banteay Srei)
Это небольшой, но красивый храм, с которого я начал свой последний день путешествий по храмам Камбоджи. Рядом со входом есть павильон и кафе. Первый раз я увидел фотографии процесса реставрации храма, они на отдельной странице. Здесь использовалась твердая порода и блоки, из которых был построен храм, хорошо сохранились, чего нельзя сказать о самом храме. На фотографиях видно, что его построили заново. Там же есть и фотография стелы, по которой определили, что храм был построен в первой половине 10 века и освящен в 967 году. Он назывался тогда Трибхуванамахешварой. До 1930 года храм очищали и реставрировали старым методом, когда для сборки используются только найденные оригинальные части. Потом Анри Маршаль познакомился с новым методом, и с 1931 года храм восстанавливали, используя технику анастилоза. Это когда вместо недостающих деталей изготавливаются новые. Эта техника использовалась и в других храмах Камбоджи. Правильно ли это в данном случае, сложно сказать. С одной стороны, если собирать головоломки, заменяя неподходящие части на подходящие, но сделанные своими руками, то может получится совсем не то, что должно было получиться. В случае с храмами поиск нужных блоков, каждый из которых еще и весит немало, сборка и разборка их в единое целое, новый поиск и так до бесконечности, могут занять столетия. Анастилоз позволяет все сделать быстро, но с соответствием оригиналу возникают проблемы. Скорее всего, собранные заново храмы похожи на те, что строили древние кхмеры. В конце концов, в качестве ориентира всегда есть Ангкор Ват, хорошо сохранившийся до прихода европейцев. Но вернусь к Бантей Срею или Трибхуванамахешваре. Его легко узнать на фотографиях из-за яркого цвета песчаника и латерита на фоне окружающей зелени
 
Бантей Срей
 
С туристами не повезло, автобус привез экскурсию, которая добавилась к обычной в это время толпе
 
Бантей Срей
 
Храм окружен рвом и стеной из латерита. Если не считать внешнюю стену, то он весь помещается на одной фотографии. На одном из сайтов об Ангкоре я встретил историю об Андре Мальро, которой, правда не нашел подтверждение. Будущий известный писатель и министр культуры в правительстве де Голя посещал Бантей Срей и украл четыре апсары. Апсары вернули, а храм получил благодаря этой истории известность. Я только что рассказал историю,  в достоверности которой не уверен, но я часто это делаю уже на нескольких страницах о храмах Камбоджи, иначе пришлось бы писать о безымянных сооружениях с координатами, а не обращаться к данным исследований
 
Бантей Срей
 
Пол Пот и его красные кхмеры уничтожали надписи на санскрите, потому что в древности его использовали правители и духовенство. Я не могу отличить надписи на древнем кхмерском от надписей на санскрите, но встречал плиты со сбитыми надписями
 
Бантей СрейБантей Срей
 
В храме выставлены некоторые сильно поврежденные находки, как, например, эта скульптура быка. Быка зовут Нандин, на нем ездит Шива. От лингамов остались только йони. Здеь это прямоугольные подставки, символизирующие женское начало, а сами лингамы символизируют мужское начало. Я не очень хорошо разбираюсь во всем этом, просто пересказываю то, что слышал
 
Бантей Срей
 
 
 
Бантей Срей
 
В Бантей Срее много замечательных барельефов. Сам храм был разрушен, но блоки сделаны из твердого песчаника, и тонкая резьба сохранилась
 
Бантей Срей
 
 
 
Бантей Срей
 
 
 
Бантей Срей
 
Даже если не знать, что именно изображено на барельефах, их можно рассматривать долго, переходя от одного здания к другому 
 
Бантей Срей
 
Здесь есть уголки, которые остались почти такими же, какими они были после расчистки. Эти кирпичные стены сложили в древности, а не во время реставрации в 20 веке. Интересно, что это кирпичи, а не блоки латерита или песчаника, из которых сейчас собраны остальные сооружения храма
 
Бантей Срей
 
Лишние детали традиционно лежат рядом
 
Бантей Срей
 
Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2023