Дороги Империи
В детстве я слышал о какой-то заброшенной железной дороге в ставропольских степях. Уже тогда о ней почти ничего не знали, а сейчас знают очень немногие энтузиасты. Это осколки Российской Империи - самой большой страны из когда-либо существовавших. Когда-то по этим мостам шли поезда и бронепоезда, но сейчас это совершенно невероятные сооружения в безлюдной степи из другой эпохи, издалека напоминающие древнеримские акведуки. Мосты старой железной дороги сильно разрушены, но глядя на них, еще можно представить себе некоторые события, происходившие век назад
 
Туапсинка. Кубань
 
История дороги описана здесь. Сейчас мне трудно представить, как за несколько лет удалось выполнить это грандиозное строительство, и во сколько триллионов рублей обошлось бы подобное строительство в современной России, но тогда это был один из многих коммерческих проектов. При этом Российская Империя непрерывно вела войны, а строительство этого участка и проектирование новых (через Керченский пролив в Крым в одну сторону и в Закавказье - в другую) происходило во время Первой Мировой. Небольшой участок железной дороги (примерно 66-67 километров или 62 версты) проходил через плато, соединяя Ставрополь и Армавир. Из Армавира через Кавказский хребет дорога идет к Черному морю и дальше вдоль берега по мостам и прорубленным через скалы туннелям. Часть сооружений используется и через сто лет, их видели все, кто бывал на Черноморском побережье Кавказа
 
Туапсинка. Кубань
 
Во время Гражданской войны здесь шли ожесточенные бои, а позже дорогу между Ставрополем и Армавиром не стали восстанавливать. Время здесь остановилось. Хотя сооружения и продолжает разрушать природа, все еще можно попытаться вернуться в прошлое и представить, какие события здесь происходили, как жили люди в то время. Далеко не многие могли предъявить в С.-Петербурге или Лондоне купоны к облигации, но были и такие. До революции 1917 года
 
Туапсинка. Кубань Туапсинка. Кубань
 
Так выглядел подвижной состав. Паровоз
 
Туапсинка. Кубань
 
и служебный вагон
 
Туапсинка. Кубань
 
Какие-то люди ехали в вагонах через этот мост и пили, наверное, чай или говорили о новостях и заботах
 
 
Туапсинка. Кубань
 
Через год или два этим людям придется бежать или воевать.
Кто-то будет сидеть в водонапорной башне на станции Николаевская,
 
Туапсинка. Кубань
 
а по нему будут вести огонь со стороны платформы
 
Туапсинка. Кубань
 
По этим степям прошла Гражданская война, в которой погибли миллионы, а потом все было брошено и забыто
 
Кубань. Туапсинка
 
Трудно сказать, сколько еще простоят эти руины
 
Кубань. Туапсинка
 
Пока еще можно забраться на некоторые мосты и увидеть дорогу,
 
Кубань. Туапсинка
 
ведущую в никуда
 
Кубань. Туапсинка
 
Железобетон в начале 20 века был новым материалом и часто использовались проекты для каменных мостов при строительстве из бетона. Впрочем, через тридцать лет в СССР при постройке канала имени Москвы все изобретали заново.
 
Кубань. Туапсинка 
 
Несколько фотографий, дающих некоторое представление о конструкции мостов и их нынешнем состоянии
 
Кубань. Туапсинка
 
 
 
Кубань. Туапсинка
 
 
 
Кубань. Туапсинка
 
По ссылке можно увидеть, как строились такие мосты и для чего использовались железные балки
 
Кубань. Туапсинка
 
Остатки железной дороги видны сейчас на спутниковых снимках. Местами сохранилась насыпь и едва различимы несколько мостов. На карте ниже я отметил два моста с предыдущих фотографий. Добраться можно на машине из Армавира и немного пройти пешком. Другие сооружения можно найти, двигаясь дальше в направлении Ставрополя
 
Кубань. Туапсинка. Мосты
 
При написании этих страниц я использовал материалы сайта Туапсинка, который к 2024 году (на момент этой правки) сохранился только в архиве: Туапсинка
 
Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2023