Дороги Империи |
В детстве я слышал о какой-то заброшенной железной дороге в ставропольских степях. Уже тогда о ней почти ничего не знали, а сейчас знают очень немногие энтузиасты. Это осколки Российской Империи - самой большой страны из когда-либо существовавших. Когда-то по этим мостам шли поезда и бронепоезда, но сейчас это совершенно невероятные сооружения в безлюдной степи из другой эпохи, издалека напоминающие древнеримские акведуки. Мосты старой железной дороги сильно разрушены, но глядя на них, еще можно представить себе некоторые события, происходившие век назад |
История дороги описана здесь. Сейчас мне трудно представить, как за несколько лет удалось выполнить это грандиозное строительство, и во сколько триллионов рублей обошлось бы подобное строительство в современной России, но тогда это был один из многих коммерческих проектов. При этом Российская Империя непрерывно вела войны, а строительство этого участка и проектирование новых (через Керченский пролив в Крым в одну сторону и в Закавказье - в другую) происходило во время Первой Мировой. Небольшой участок железной дороги (примерно 66-67 километров или 62 версты) проходил через плато, соединяя Ставрополь и Армавир. Из Армавира через Кавказский хребет дорога идет к Черному морю и дальше вдоль берега по мостам и прорубленным через скалы туннелям. Часть сооружений используется и через сто лет, их видели все, кто бывал на Черноморском побережье Кавказа |
Во время Гражданской войны здесь шли ожесточенные бои, а позже дорогу между Ставрополем и Армавиром не стали восстанавливать. Время здесь остановилось. Хотя сооружения и продолжает разрушать природа, все еще можно попытаться вернуться в прошлое и представить, какие события здесь происходили, как жили люди в то время. Далеко не многие могли предъявить в С.-Петербурге или Лондоне купоны к облигации, но были и такие. До революции 1917 года |
Так выглядел подвижной состав. Паровоз |
и служебный вагон |
Какие-то люди ехали в вагонах через этот мост и пили, наверное, чай или говорили о новостях и заботах |
Через год или два этим людям придется бежать или воевать.
Кто-то будет сидеть в водонапорной башне на станции Николаевская, |
а по нему будут вести огонь со стороны платформы |
По этим степям прошла Гражданская война, в которой погибли миллионы, а потом все было брошено и забыто |
Трудно сказать, сколько еще простоят эти руины |
Пока еще можно забраться на некоторые мосты и увидеть дорогу, |
ведущую в никуда |
Железобетон в начале 20 века был новым материалом и часто использовались проекты для каменных мостов при строительстве из бетона. Впрочем, через тридцать лет в СССР при постройке канала имени Москвы все изобретали заново. |
Несколько фотографий, дающих некоторое представление о конструкции мостов и их нынешнем состоянии |
По ссылке можно увидеть, как строились такие мосты и для чего использовались железные балки |
Остатки железной дороги видны сейчас на спутниковых снимках. Местами сохранилась насыпь и едва различимы несколько мостов. На карте ниже я отметил два моста с предыдущих фотографий. Добраться можно на машине из Армавира и немного пройти пешком. Другие сооружения можно найти, двигаясь дальше в направлении Ставрополя |
При написании этих страниц я использовал материалы сайта Туапсинка, который к 2024 году (на момент этой правки) сохранился только в архиве: Туапсинка |
Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |