<--! -->
Армавир. Заброшено

На фотографии ниже внутренний двор заброшенной железнодорожной больницы, о которой я расскажу на этой странице позже


О разных заброшенных местах на Кубани я уже писал в другие годы (Дороги Империи, Заброшено, и т.д.). С тех пор что-то еще было заброшено, что-то стало более заброшенным, чем прежде, а какие-то заброшенные места исчезли вовсе. Иногда я просто не замечал перемены, хотя они были перед глазами. Например, открытые бассейны на стадионе. Когда-то в детстве я первый раз прыгнул здесь с десятиметровой вышки. Было страшно, но не прыгнуть было нельзя


Все это было построено в пятидесятые годы прошлого века, а примерно через полвека заброшено


В декабре я сделал телефоном с трибун пару снимков бывших бассейнов

Центральная площадь не заброшена. Она есть на многих фотографиях прошлого и этого века, и уже стала своеобразной визитной карточкой города, но на ее месте будет фонтан. Теперь желающие смогут постоять в этом фонтане, как когда-то Удальцов и Навальный на Пушкинской в Москве. Но позже, потому что строительство задерживается. Ниже вид площади в будущем и ее вид в октябре 2024 года


Я застал только два водохранилища из трех, построенных в пятидесятые годы прошлого века - первое и второе. На месте третьего уже в восьмидесятые годы прошлого века было болотце, заросшее камышом. Вероятно, останется только одно - второе. В каком виде, пока не совсем понятно. По ссылке есть фотографии третьего и второго водохранилищ в 2016 году. Третье не изменилось с тех пор - его фотография ниже слева, а справа фотография второго водохранилища в ноябре 2024 года


Иногда заброшенные объекты встречаются случайно, и я не могу почти ничего о них рассказать. Так мы ехали по дороге между полями, пока не повернули у железной дороги


Здесь был разбитый забор и за ним в зарослях какие-то строения. Этих построек нет на довоенных картах и военной аэрофотосъемке


Скорее всего, это место было как-то связано с железной дорогой, так как трудно представить, зачем селиться в столь удаленном месте. Брошенные книги, остатки утвари


Здесь бывали до нас


Жилые и служебные помещения, подсобное хозяйство, сад и... много пустых водочных бутылок с крышками


Железные дороги в последние десятилетия "дарят" много разных заброшенных объектов


Я не ожидал увидеть больше, чем увидел, когда приходил в район промзоны в 2008 году. Это как раз то место, которое стало еще более заброшенным, хотя и не исчезло совсем. У входа в Электромеханический завод есть несколько метров полотна, окруженных забором. На память, наверное. Среди деревьев и кустов угадываются насыпи, лежат деревянные и бетонные шпалы, видны следы пожаров. Каких-то зданий почти нет, а рядом у здания, похожего на склад, стоит много машин с номерами. Какой-то человек, кормивший там собак, поинтересовался, зачем я фотографирую. Поговорили. Он рассказал, что железные дороги разобрали сами железнодорожники, и было это давно


В 2008-ом я увлекся историей Армавир-Туапсинской железной дороги и собирался с другом съездить на заброшенные участки от Армавира до Ставрополя, но друг умер, и планы изменились. Через три года я вернулся к этой железной дороге. В то время еще существовал сайт, посвященный "Туапсинке". Благодаря этому сайту (сейчас он доступен в архиве), я нашел мосты в степи, но побывал не на всех, а только на тех, что были ближе к Армавиру. Разрушенный мост через Уруп с тех пор взорвали. Кое-что о его восстановлении и строительстве участка от Ставрополя после Гражданской войны я нашел в Краеведческом музее и в книге С. Н. Ктиторова. Так я узнал, например, что последний участок в 6 верст был проложен только к 1921 году, когда и пошли первые поезда из Армавира в Ставрополь. Снимок ниже сделан, вероятно, сразу после Гражданской войны здесь. Примечательно, что отсутствуют шпалы, рельсы и какие-либо следы полотна


Уезжая однажды на Черное море, я обратил внимание на заколоченные окна и вообще заброшенное состояние зданий Железнодорожной больницы. Осенним вечером этого года я решил сделать несколько фотографий, пока здания не снесли. Было темно, поэтому я фотографировал со штатива, и в какой-то момент забрался на крыльцо вокзала. Сначала вышла одна сотрудница вокзала, а следом за ней и еще половина работников станции. Они стали спрашивать, зачем я фотографирую. Другая половина сотрудников в это время наблюдала за происходящим в окно. Я продолжал фотографировать, отвечая на вопросы и задавая свои. Так мы поспорили, где в больнице была хирургия, а где гинекология, и является ли теперь это рассыпающееся здание стратегическим объектом. В итоге я не узнал о больнице ничего нового, полицию не вызвали, а снимки из-за темноты получились плохими, поэтому фотографировать я пришел в другой день в солнечную погоду. На снимках ниже фасад здания больницы тем вечером в ноябре 2024 года


Привокзальная площадь и еще работающая больница слева и примерно такой же вид в ноябре 2024 года. Как ни странно, в exif снимка слева дата съемки 12.09.2006. Не знаю, как это объяснить с учетом ликвидации больницы в 2005 году. Левый снимок я нашел на сайте 86137.ru. К сожалению, фотографий этой больницы в тот период, когда она работала, почти нет


Стационар был построен и открыт на этом месте, вероятно, в 30-е годы прошлого века. Во время оккупации немцы устроили в больнице лазарет, а при отступлении сожгли больницу. После изгнания немцев "в двух-этажном жилом доме по улице Маркова в привокзальном районе города открыли фельдшерский медпункт и стационар на 50 коек". Где же находилась больница и как она связана с современными зданиями, которые давно собираются сносить? Еще в Санкт-Петербурге мне помог сайт retromap.ru. К счастью или к сожалению, для Армавира тоже нашлась немецкая аэрофотосъемка времен войны, по которой можно понять, что и где находилось в довоенное и военное время. Больница находилась, вероятно, напротив здания вокзала станции "Армавир-Туапсинский" или, точнее, тех строений, которые были на месте этого здания


При сравнении снимков можно заметить, что очертания крыши здания на снимке 1942 года и на современном снимке совпадают. Здание вокзала построили в пятидесятые годы прошлого века. Привокзальная площадь появилась позже. Где-то здесь был автовокзал. Близлежащие здания и по аэрофотосъемке, и по внешнему виду похожи на довоенные


В железнодорожной больнице мне пару раз делали операции в середине семидесятых и в 81-ом, кажется, году прошлого века. Я помню, как у телевизора ночью мы болели за нашу сборную по хоккею. В первой половине 90-х я бывал в этой больнице, и помню ее совсем не такой, какая она сейчас. Несколько относительно старых фотографий я нашел опять на сайте 86137.ru. Хотя со снимками есть странности: по данным exif они сделаны одной камерой в течение 12-13 сентября 2006 года после даты ликвидации предприятия, но на них больница в разные годы. И это точно эта больница до закрытия. На снимках ниже слева то, как было в недавнем прошлом, а справа - вид больницы в ноябре 2024 года. Вход на территорию больницы


Я не всегда мог встать на том же месте, что и фотограф прошлого, потому что двор сильно зарос


А здесь еще была плитка, а не асфальт


Не совсем понятно, по какому принципу разрушали здание. Впрочем, об этом дальше


После заката все выглядело куда более драматично


Три здания больницы соединены между собой. Новое, выходящее на площадь, было пристороено, а к старому, с другой стороны, сделали переход


Я обошел первый этаж, но не нашел способа подняться выше без риска убиться или стать инвалидом. Думаю, пролом в центре появился после пожара 2018 года


Вид изнутри


Не знаю, как появились дыры на месте лестничных пролетов, но скорее всего это сделали для того, чтобы наверх никто не поднимался


А здания посещают


Я сделал несколько снимков коридоров по сторонам обвалившегося потолка


И коридоры рядом


Вход с улицы, заколоченный изнутри


Комнаты пустые




Здесь еще много зданий, но фотографировать все я не стал


На этом я хотел закончить заметку о заброшенных объектах Армавира на 2024 год, но во время прогулок в начале декабря по берегу Кубани опять оказался у старого разрушенного моста и заброшенного здания в Красной поляне. Их нельзя не заметить, если идти по берегу от Красной поляны до городской рощи и водохранилища. К Армавиру этот район присоединили в 1974 году, но исторически Красная поляна (Себельда или Сибельда в прошлом) связана с городом со времени своего появления в конце девятнадцатого века или начале двадцатого. Окончательно разрушенный наводнением в 2002 году мост был построен еще в 1854 году, но сначала был деревянным на каменных опорах, а в "начале ХХ в., в связи с прокладкой шоссе Армавир – Прочноокопская, на старых быках начинается строительство нового большого моста из трех железных ферм с ездой по верху". После войны мост восстановили деревянным, и я даже его смутно помню в таком виде, потому что как-то в школьные годы возвращался с друзьями в Армавир пешком с правого берега Кубани через этот мост. Выбранный путь был нашей ошибкой, но в итоге мы все добрались домой. В 21 веке я фотографировал мост (точнее, оставшиеся от него каменные опоры середины девятнадцатого века) обычно с левого берега, где и находится Красная поляна,


но даже на нескольких фотографиях, которые я делал с правого берега, здание мельницы не видно - его закрывают деревья. На снимке ниже начала 20 века (слева) и на снимке 2012 года (справа) я отметил здание мельницы стрелкой. На современном снимке едва заметна только крыша


Здание мельницы заброшено и заметно отличается от того, что можно рассмотреть на старом снимке 1911(?) года: восемь окон против шести, немного другая крыша и прочее. Возможно, мельницу достраивали или на старом снимке еще не она. "Согласно кубанскому календарю за 1915 год, мельницу построили Федор Николаевич Кандидатов и Сергей Павлович Зайцев". Мельницу называли "зайцевской" вплоть до современности


На бывшем входе висит выцветший стенд времен СССР. Мельницу затопило при наводнении 2002 года. Ее не стали восстанавливать, а вскоре мародеры начали выносить металл и все сколько-нибудь ценное


Я не фотографировал внутри и покажу здесь только один снимок февраля 2024 года фотографа Александра Ковязина из статьи, ссылку на которую я привел выше

Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2023