Армавир. Заброшено
|
||||
На фотографии ниже внутренний двор заброшенной железнодорожной больницы, о которой я расскажу на этой странице позже | ||||
О разных заброшенных местах на Кубани я уже писал в другие годы (Дороги Империи, Заброшено, и т.д.). С тех пор что-то еще было заброшено, что-то стало более заброшенным, чем прежде, а какие-то заброшенные места исчезли вовсе. Иногда я просто не замечал перемены, хотя они были перед глазами. Например, открытые бассейны на стадионе. Когда-то в детстве я первый раз прыгнул здесь с десятиметровой вышки. Было страшно, но не прыгнуть было нельзя | ||||
| ||||
Все это было построено в пятидесятые годы прошлого века, а примерно через полвека заброшено | ||||
| ||||
В декабре я сделал телефоном с трибун пару снимков бывших бассейнов Центральная площадь не заброшена. Она есть на многих фотографиях прошлого и этого века, и уже стала своеобразной визитной карточкой города, но на ее месте будет фонтан. Теперь желающие смогут постоять в этом фонтане, как когда-то Удальцов и Навальный на Пушкинской в Москве. Но позже, потому что строительство задерживается. Ниже вид площади в будущем и ее вид в октябре 2024 года | ||||
| ||||
Я застал только два водохранилища из трех, построенных в пятидесятые годы прошлого века - первое и второе. На месте третьего уже в восьмидесятые годы прошлого века было болотце, заросшее камышом. Вероятно, останется только одно - второе. В каком виде, пока не совсем понятно. По ссылке есть фотографии третьего и второго водохранилищ в 2016 году. Третье не изменилось с тех пор - его фотография ниже слева, а справа фотография второго водохранилища в ноябре 2024 года | ||||
| ||||
Иногда заброшенные объекты встречаются случайно, и я не могу почти ничего о них рассказать. Так мы ехали по дороге между полями, пока не повернули у железной дороги | ||||
| ||||
Здесь был разбитый забор и за ним в зарослях какие-то строения. Этих построек нет на довоенных картах и военной аэрофотосъемке | ||||
| ||||
Скорее всего, это место было как-то связано с железной дорогой, так как трудно представить, зачем селиться в столь удаленном месте. Брошенные книги, остатки утвари | ||||
| ||||
Здесь бывали до нас | ||||
Жилые и служебные помещения, подсобное хозяйство, сад и... много пустых водочных бутылок с крышками | ||||
| ||||
Железные дороги в последние десятилетия "дарят" много разных заброшенных объектов | ||||
Я не ожидал увидеть больше, чем увидел, когда приходил в район промзоны в 2008 году. Это как раз то место, которое стало еще более заброшенным, хотя и не исчезло совсем. У входа в Электромеханический завод есть несколько метров полотна, окруженных забором. На память, наверное. Среди деревьев и кустов угадываются насыпи, лежат деревянные и бетонные шпалы, видны следы пожаров. Каких-то зданий почти нет, а рядом у здания, похожего на склад, стоит много машин с номерами. Какой-то человек, кормивший там собак, поинтересовался, зачем я фотографирую. Поговорили. Он рассказал, что железные дороги разобрали сами железнодорожники, и было это давно | ||||
| ||||
В 2008-ом я увлекся историей Армавир-Туапсинской железной дороги и собирался с другом съездить на заброшенные участки от Армавира до Ставрополя, но друг умер, и планы изменились. Через три года я вернулся к этой железной дороге. В то время еще существовал сайт, посвященный "Туапсинке". Благодаря этому сайту (сейчас он доступен в архиве), я нашел мосты в степи, но побывал не на всех, а только на тех, что были ближе к Армавиру. Разрушенный мост через Уруп с тех пор взорвали. Кое-что о его восстановлении и строительстве участка от Ставрополя после Гражданской войны я нашел в Краеведческом музее и в книге С. Н. Ктиторова. Так я узнал, например, что последний участок в 6 верст был проложен только к 1921 году, когда и пошли первые поезда из Армавира в Ставрополь. Снимок ниже сделан, вероятно, сразу после Гражданской войны здесь. Примечательно, что отсутствуют шпалы, рельсы и какие-либо следы полотна | ||||
Уезжая однажды на Черное море, я обратил внимание на заколоченные окна и вообще заброшенное состояние зданий Железнодорожной больницы. Осенним вечером этого года я решил сделать несколько фотографий, пока здания не снесли. Было темно, поэтому я фотографировал со штатива, и в какой-то момент забрался на крыльцо вокзала. Сначала вышла одна сотрудница вокзала, а следом за ней и еще половина работников станции. Они стали спрашивать, зачем я фотографирую. Другая половина сотрудников в это время наблюдала за происходящим в окно. Я продолжал фотографировать, отвечая на вопросы и задавая свои. Так мы поспорили, где в больнице была хирургия, а где гинекология, и является ли теперь это рассыпающееся здание стратегическим объектом. В итоге я не узнал о больнице ничего нового, полицию не вызвали, а снимки из-за темноты получились плохими, поэтому фотографировать я пришел в другой день в солнечную погоду. На снимках ниже фасад здания больницы тем вечером в ноябре 2024 года | ||||
| ||||
Привокзальная площадь и еще работающая больница слева и примерно такой же вид в ноябре 2024 года. Как ни странно, в exif снимка слева дата съемки 12.09.2006. Не знаю, как это объяснить с учетом ликвидации больницы в 2005 году. Левый снимок я нашел на сайте 86137.ru. К сожалению, фотографий этой больницы в тот период, когда она работала, почти нет | ||||
| ||||
Стационар был построен и открыт на этом месте, вероятно, в 30-е годы прошлого века. Во время оккупации немцы устроили в больнице лазарет, а при отступлении сожгли больницу. После изгнания немцев "в двух-этажном жилом доме по улице Маркова в привокзальном районе города открыли фельдшерский медпункт и стационар на 50 коек". Где же находилась больница и как она связана с современными зданиями, которые давно собираются сносить? Еще в Санкт-Петербурге мне помог сайт retromap.ru. К счастью или к сожалению, для Армавира тоже нашлась немецкая аэрофотосъемка времен войны, по которой можно понять, что и где находилось в довоенное и военное время. Больница находилась, вероятно, напротив здания вокзала станции "Армавир-Туапсинский" или, точнее, тех строений, которые были на месте этого здания | ||||
При сравнении снимков можно заметить, что очертания крыши здания на снимке 1942 года и на современном снимке совпадают. Здание вокзала построили в пятидесятые годы прошлого века. Привокзальная площадь появилась позже. Где-то здесь был автовокзал. Близлежащие здания и по аэрофотосъемке, и по внешнему виду похожи на довоенные | ||||
В железнодорожной больнице мне пару раз делали операции в середине семидесятых и в 81-ом, кажется, году прошлого века. Я помню, как у телевизора ночью мы болели за нашу сборную по хоккею. В первой половине 90-х я бывал в этой больнице, и помню ее совсем не такой, какая она сейчас. Несколько относительно старых фотографий я нашел опять на сайте 86137.ru. Хотя со снимками есть странности: по данным exif они сделаны одной камерой в течение 12-13 сентября 2006 года после даты ликвидации предприятия, но на них больница в разные годы. И это точно эта больница до закрытия. На снимках ниже слева то, как было в недавнем прошлом, а справа - вид больницы в ноябре 2024 года. Вход на территорию больницы | ||||
| ||||
Я не всегда мог встать на том же месте, что и фотограф прошлого, потому что двор сильно зарос | ||||
| ||||
А здесь еще была плитка, а не асфальт | ||||
| ||||
Не совсем понятно, по какому принципу разрушали здание. Впрочем, об этом дальше | ||||
| ||||
После заката все выглядело куда более драматично | ||||
Три здания больницы соединены между собой. Новое, выходящее на площадь, было пристороено, а к старому, с другой стороны, сделали переход | ||||
Я обошел первый этаж, но не нашел способа подняться выше без риска убиться или стать инвалидом. Думаю, пролом в центре появился после пожара 2018 года | ||||
| ||||
Вид изнутри | ||||
Не знаю, как появились дыры на месте лестничных пролетов, но скорее всего это сделали для того, чтобы наверх никто не поднимался | ||||
А здания посещают | ||||
Я сделал несколько снимков коридоров по сторонам обвалившегося потолка | ||||
И коридоры рядом | ||||
Вход с улицы, заколоченный изнутри | ||||
Комнаты пустые | ||||
| ||||
Здесь еще много зданий, но фотографировать все я не стал | ||||
На этом я хотел закончить заметку о заброшенных объектах Армавира на 2024 год, но во время прогулок в начале декабря по берегу Кубани опять оказался у старого разрушенного моста и заброшенного здания в Красной поляне. Их нельзя не заметить, если идти по берегу от Красной поляны до городской рощи и водохранилища. К Армавиру этот район присоединили в 1974 году, но исторически Красная поляна (Себельда или Сибельда в прошлом) связана с городом со времени своего появления в конце девятнадцатого века или начале двадцатого. Окончательно разрушенный наводнением в 2002 году мост был построен еще в 1854 году, но сначала был деревянным на каменных опорах, а в "начале ХХ в., в связи с прокладкой шоссе Армавир – Прочноокопская, на старых быках начинается строительство нового большого моста из трех железных ферм с ездой по верху". После войны мост восстановили деревянным, и я даже его смутно помню в таком виде, потому что как-то в школьные годы возвращался с друзьями в Армавир пешком с правого берега Кубани через этот мост. Выбранный путь был нашей ошибкой, но в итоге мы все добрались домой. В 21 веке я фотографировал мост (точнее, оставшиеся от него каменные опоры середины девятнадцатого века) обычно с левого берега, где и находится Красная поляна, | ||||
но даже на нескольких фотографиях, которые я делал с правого берега, здание мельницы не видно - его закрывают деревья. На снимке ниже начала 20 века (слева) и на снимке 2012 года (справа) я отметил здание мельницы стрелкой. На современном снимке едва заметна только крыша | ||||
| ||||
Здание мельницы заброшено и заметно отличается от того, что можно рассмотреть на старом снимке 1911(?) года: восемь окон против шести, немного другая крыша и прочее. Возможно, мельницу достраивали или на старом снимке еще не она. "Согласно кубанскому календарю за 1915 год, мельницу построили Федор Николаевич Кандидатов и Сергей Павлович Зайцев". Мельницу называли "зайцевской" вплоть до современности | ||||
На бывшем входе висит выцветший стенд времен СССР. Мельницу затопило при наводнении 2002 года. Ее не стали восстанавливать, а вскоре мародеры начали выносить металл и все сколько-нибудь ценное | ||||
| ||||
Я не фотографировал внутри и покажу здесь только один снимок февраля 2024 года фотографа Александра Ковязина из статьи, ссылку на которую я привел выше | ||||
Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |