Абидос (Abydos) |
||
В Абидос мы ехали на нескольких маршрутках и такси из деревни под Сохагом, где живет семья Набиля. Про инцидент с полицией при возвращении я рассказывал в другой заметке о Сохаге,
поэтому здесь упоминать не буду. Туристы приезжают и уезжают организованно группами, поэтому комплекс, как правило, пустой. Сами египтяне приезжают в древние храмы на экскурсии,
когда учатся в школе, а потом бывают здесь только тогда, когда их работа связана с охраной или туристами. Есть еще ученые и рабочие, но их мы не встретили. Египтяне обычно считают, что иностранцу нужно сделать фото на фоне древнего памятника и ехать домой. Квыкли-квыкли. У меня есть такие фотографии, поэтому я их сразу покажу, чтобы больше к этому не возвращаться | ||
| ||
Мне удалось побывать в храме Сети I, Осирионе и храме Рамсеса II. Немного прошлись по прилегающим раскопкам, но человек с автоматом не был расположен уходить далеко
или ждать, когда я все рассмотрю и тем более сфотографирую. Всю огромную территорию я не успел бы осмотреть даже за пару дней. В Умм эль-Кааб и Шунет эль-Зебиб вход
посторонним закрыт, хотя оба места находятся относительно недалеко от храмов Сети и Рамсеса. На фрагменте карты google ниже я отметил красным тот район, где удалось
побывать, и синим те места, куда я не попал и видел очень издалека…
Мне не удалось пока побывать в этих местах: - Пирамида и храм Яхмоса I (Ahmose I, 1550—1525). Последняя известная пирамида, построенная в Древнем Египте. Мало, что сохранилось, но жаль, что не удалось посмотреть - Погребальный храм Сенусерта III (Senusret III/Senwosret III/Sesostris III, примерно 1872 — 1853). Пирамида Сенусерта была построена в Дахшуре (Дашуре), но от нее сейчас остался небольшой холм - Храм Осириса - Храмы и пирамиды Сенусерта и Яхмоса - Умм эль-Кааб и Шунет эль-Зебиб Да и вся территория, не обведенная линиями, и часть прилегающей деревни покрыты остатками сооружений разной степени сохранности и древности, начиная с 4 тысячелетия до нашей эры | ||
Комментарий к фотографиям Как бы мне ни хотелось улучшить вид изображений, я все же постараюсь сильно ничего не менять. Дело в том, что цвет пустыни в основном не желтый или оранжевый, а очень светло-коричневый. И выглядит все в реальности не контрастным из-за очень мелкой пыли, которая покрывает камни и песок. Фотографии многое теряют, когда на них плоская пыльная равнина под таким же плоским пыльным небом, но такова пустыня. Здесь есть горы, но они таких же цветов и оттенков и тоже пыльные |
Сначала храм Сети I, потом Осирион и храм Рамсеса II. В таком порядке все показывают туристам | ||||||
От входа в комплекс нужно пройти еще пару сотен метров до храма Сети I | ||||||
Вход в комплекс остался за спиной. Лестница, ведущая к храму | ||||||
| ||||||
Реставраторы частично восстановили стены перед храмом. Фрагмент стены с изображением победы Рамсеса II при Кадеше | ||||||
| ||||||
Перед храмом были когда-то и другие сооружения, но сейчас остались только их следы | ||||||
Я читал, что Сети I хотел показать строительством этого храма свою легитимность и прямую связь с фараонами древности. Храм не был достроен при жизни Сети I. Завершал строительство Рамсес II, который всюду внес свои изменения и запечатлел себя в храме отца везде, где мог. При Сети I в храме было 7 входов в 7 святилищ. Рамсес оставил только центральный вход. Сейчас входа два. 12 квадратных колонн покрыты изображениями Рамсеса с богами. Сохранилась только нижняя часть колонн, а верхнюю сделали уже при реставрации из бетона, как и часть потолка | ||||||
На всех колоннах Рамсес с богами | ||||||
| ||||||
Одинокая туристка почему-то покинула храм бегом | ||||||
Колонны и стена храма | ||||||
| ||||||
Внутри храм впечатляет больше, хотя резьба на колоннах выглядит грубовато. До этого я видел только пирамиды Гизы и Египетский музей в Каире. Мне говорили, что Абидос не идет ни в какое сравнение с Люксором, где настоящая красота. Но уже после посещения Люксора я могу сказать, что Абидос мне показался более интересным. Здесь все не такое исполинское, но в этом есть своя прелесть. Гипостильный (колонный) зал перед входами в святилища | ||||||
| ||||||
Стены покрыты рельефами. В основном это Рамсес с богами | ||||||
| ||||||
| ||||||
Колонны | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
И современные инсталляции | ||||||
| ||||||
Входы в святилища | ||||||
| ||||||
В святилищах ложные двери | ||||||
| ||||||
| ||||||
В части колонных залов потолки сделаны из современного бетона | ||||||
| ||||||
По пути в галерею царей | ||||||
| ||||||
Во многих местах в Египте на камнях древних сооружений есть странные следы. Рассказывают, что это люди сделали ногтями, хотя совсем не похоже. Напоминает места, в которых затачивали металлические инструменты | ||||||
Раньше они были покрыты штукатуркой, а потом штукатурка стерлась или отвалилась, и проявились эти следы. Либо это следы затачивания инструментов тех, кто позже разрушал древние сооружения. Я представляю себе именно такое развитие событий, и это кажется более разумным. Я встречал еще одно правдоподобное объяснение, которое состоит в том, что люди соскребали что-то в святых местах и брали с собой, потому что верили, что даже пыль сохраняет магические свойства | ||||||
Название галереи царей условное из-за найденного здесь списка предшественников Сети. В галерее находится самая, пожалуй, главная достопримечательность храма Сети I | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Это список 76 фараонов от самого первого – Мени или Менес (сейчас это имя Мина, очень популярное у коптов). Обычно в разных источниках говорят, что в список не включены фараоны так называемых 1 и 2 переходных периодов и некоторые фараоны 18 династии. Но тут возникает путаница. Например, на следующей фотографии фрагмента списка слева направо (нужно смотреть на верхний ряд) картуши фараонов 8 династии Менкара (41), Неферкара (42), Неферкара Неби (43), Джедкара Шема (44), Неферкара Хенду (45), Меренхор (46), Неферкамин (47), Никара (48), Неферкара Тереру (49), Неферкахор (50), Неферкара Пеписенеб (51), Неферкамин Ану (52), Какаура (53), Неферкаура (54), Неферкаухор (55), Нефериркара (56). В скобках порядковый номер в списке. А далее фараоны 11 и 12 династии Небхепетра (57), Санхкара (58), Схетепибра (59), Хеперкара (60) и далее то, что не поместилось на фотографии. Небхепетра и Санхкара - фараоны 11 династии, их в списке только два. Правление 8 и 11 династий приходится на 1 переходный период, но фараоны есть в списке. Путаница возникает из-за современной египтологической терминологии. Египтяне не знали про «переходные периоды», а просто считали тех или иных фараонов нелегитимными и не включили их в список. Другими словами, Сети I составил список всех 76 легитимных, по его мнению, фараонов Египта | ||||||
Удивительно, что список хорошо сохранился, потому что во многих местах стены выглядят намного хуже | ||||||
Здесь же изображения Сети и его сына Рамсеса | ||||||
| ||||||
Рельефы вырезались на штукатурке | ||||||
По фотографиям и комментариям заметно, наверное, что меня больше интересует, как это было сделано, а не какой бог изображен в каждом случае. На тот момент я первый раз видел сооружение, вся поверхность которого покрыта рельефами. Это впечатляет, даже если не интересоваться, с кем рядом стоит Сети или Рамсес в каждом случае, а просто посмотреть на великолепную работу мастеров древности | ||||||
| ||||||
| ||||||
Звездное небо на потолке | ||||||
К Осириону ведет следующая галерея | ||||||
| ||||||
Остаток потолка у выходя из храма Сети I | ||||||
В интернете можно найти подробное описание с иллюстрациями святилищ и рельефов храма Сети I. Например, на этой странице | ||||||
Осирион | ||||||
В Абидосе дружба впервые сыграла со мной злую шутку. Копты могут и хотят показывать свою христианскую историю, но не древности,
хотя и они тоже история их народа. Во многие места в древних храмах или на пирамидах можно попасть за «бакшиш». Это скромная по нашим меркам сумма,
которую нужно дать охране и проникнуть туда, куда хочется. Для меня было важно посмотреть все, а туристам по билету открыто процентов 10-20. Когда я
посещал какие-то места в сопровождении друзей, то не мог заплатить охране, потому что был в гостях, а гость не может платить за своего друга, даже если
у друга нет денег. В Люксоре я уже платил и за друга, но тут появилась вторая проблема, связанная с тем, что у друга были не в порядке документы, и
я опять посмотрел не все, что хотел. Уже после Люксора я наотрез отказался связывать друзей и свой интерес к древностям, и сразу увидел совсем другой
древний Египет. Но первый месяц и верхний Египет я на тот момент потерял. Осирион был открыт по билету только сверху. Спуститься на дно и зайти во
внутренние помещения я не смог.
Название сооружения современное. Обнаружен в начале 20 века. От песка был расчищен еще через десять лет, так как находится ниже уровня храма Сети. Назначение точно неизвестно, но Осирион решили считать ложным местом погребения Осириса (кенотафом). Здесь есть на что посмотреть, даже если не спускаться вниз, потому что сооружение совершенно не похоже на стоящий рядом храм Сети. Его нашли не совсем в таком виде, и сейчас мне было трудно понять кое-что из увиденного. Описание и фотографии первых раскопок доступны здесь, например | ||||||
Эдуард Навиль (Edouard Naville), откопавший Осирион в начале 20 века, считал, что это сооружение одного возраста или старше Храма Сфинкса в Гизе, и его постройка относится ко времени первых династий. Навиль предполагал, что подобно тому, как найденные в Абидосе гробницы царей первых трех династий являются святилищами Ка этих царей, так и Осирион является подземным святилищем Ка Осириса, перед которым Сети I позже построил свой храм | ||||||
Стена храма Сети I. На фотографии выше эта стена справа | ||||||
Дальняя от храма сторона | ||||||
Здесь есть интересный момент, не связанный непосредственно с Осирионом. Это следы эрозии, вызванной ветром и водой. Идея о том, что Сфинкс появился еще в то время, когда климат в этих краях был влажным и шли дожди, некоторое время обсуждалась, но не была принята учеными. Однако доводы в пользу этой идеи казались убедительными, потому что следы воды были под следами, оставленными ветром и песком, который он нес. Здесь все выглядит очень похоже. Значит ли это, что котлован вырыли в то время, когда Сахара была дождливым регионом? Нет. И позже в Гизе, и в других местах я видел похожую картину. А в Гизе рядом со Сфинксом есть место, где глубоко под поверхность проник ил. Все зависит от породы, на которую воздействуют песок и вода. Там, где она пористая и мягкая, вода проникала еще в древности до постройки всех сооружений, а когда что-то строили, края уже были покрыты специфическими трещинами, которые сверху обрабатывал ветер с песком. Это легко проверить даже сейчас. Кстати, под песком в верхней части кадра хорошо видны древние стены из необожженного кирпича | ||||||
Осирион находится ниже окружающей местности, поэтому вокруг стенки укреплены камнями, чтобы опять не засыпало. Это современная кладка | ||||||
Вид в сторону храма Сети | ||||||
Вот во все эти проходы на уровне нижней площадки доступ по билетику закрыт. Хотя фотографии помещений есть на том же сайте альтернативщиков | ||||||
Стена Осириона ниже храма Сети. Под землей в котловане | ||||||
Отлично обработанные блоки соседствуют с нагромождением камней, нарубленных как попало. Так везде в древних сооружениях. То, что не предполагалось показывать, делали грубо | ||||||
Но здесь гладкие поверхности только в центре. Говорят, что во внутренних помещениях тоже | ||||||
Очень интересно сделан угол. Камни сначала обрабатывали так, чтобы они складывались "в стопку", а потом снимали лишнее, чтобы получить прямые углы. Или не так? Нет не так. Такое впечатление, что египтяне подгоняли каждый блок до укладки и потом после, пока не получалось красиво | ||||||
Кто-то начал работу и бросил. Что здесь делает этот кусок камня? Возможно, они укрепляли края котлована стоительным мусором | ||||||
Еще один пример кладки | ||||||
К сожалению, я не знаю, к какому времени относятся эти рисунки на поверхности каменного блока. Часть затерта и плохо различима. Большие окружности, с окружностями поменьше внутри похожи на разметку для сверления. Но я не смог пока понять, зачем здесь были нужны круглые отверстия | ||||||
Здесь отломилась часть блока и стало видно, что все подогнано очень хорошо, но не идеально. Вроде бы даже виден раствор или со временем забилось грязью между верхним и нижним блоками | ||||||
У блока над проходом внутрь два выступа. Обычно древние каменотесы, вырубая блок из скалы, до последнего момента оставляли «перемычки», а потом отделяли от скалы готовую глыбу целиком. Очень похоже. Блок на переднем плане, лежащий сверху, был расколот еще в древности, потому что видны характерные следы сверху. Такое впечатление, что на строительство не хватало времени и в ход шло все, что было в наличии. Или мастера спешили на другие работы | ||||||
На стене рельефы, сделанные уже внуком Сети. На переднем плане каменные блоки все с теми же «зубцами» по краю, которые остаются, когда раскалывают камень. Зачем раскалывали уже готовые обработанные блоки, лежащие сверху? Хотели уменьшить вес конструкции? | ||||||
| ||||||
Попытки провести своеобразный «реверс инжиниринг» и понять, что же тут строили, как и почему так получилось, вызвали у меня массу вопросов, на которые ответов пока нет. Я человек из другого времени, я совершенно не так решаю задачи, хотя кое-что удалось понять | ||||||
Вдоль стены храма Сети мы двинулись к храму Рамсеса. Где-то там вдалеке под горой остался погребальный храм Сенусерта III | ||||||
Стена храма Сети | ||||||
Фактически мы шли к храму Рамсеса по утопленным во времени стенам древних домов и гробниц. Всюду были следы раскопок, черепки и глиняные кирпичи | ||||||
| ||||||
Храм Рамсеса почти полностью разрушен. Современные египтяне очень любят этого фараона, хотя он из "Нового царства". Его храм моложе древнего Абидоса на пару тысяч лет | ||||||
Но раз пришли, то посмотрим | ||||||
Кирпичные постройки перед храмом. Передний план - древние, а на заднем современные | ||||||
Вход | ||||||
Это все, что осталось | ||||||
| ||||||
| ||||||
Обработка гранита | ||||||
| ||||||
Из-за отсутствия крыши, с хорошим освещением и сохранившимися красками на рельефах, храм Рамсеса был похож на выставку "Древний Египет в цвете" | ||||||
| ||||||
| ||||||
Номы | ||||||
| ||||||
Вход в святилище | ||||||
Царственные особы и боги. Предположительно слева направо изображены Сети, Рамсес, Осирис, Исида и Гор | ||||||
| ||||||
| ||||||
Святилища | ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
На этом пока попрощаемся с древним Абидосом | ||||||
| ||||||
И через современный | ||||||
| ||||||
Вернемся в деревню под Сохагом | ||||||
Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |