Константинополь
|
||||||||
Константинополь пал 29 мая 1453 года после длительной осады и штурма войсками османского султана Мехмеда II. Последний император Константин XI погиб в бою, а Римская империя прекратила свое существование. Панорама 1453 позволяет увидеть, как это событие представляют себе современные турки. Здесь сайт панорамы | ||||||||
| ||||||||
Стены Константинополя в том месте, где находится панорама | ||||||||
| ||||||||
В Стамбуле было холодно, Стамбул заливало дождями. Бросив по приезду вещи в отеле, я сразу же пошел на берег и увидел то, что когда-то было крепостной стеной. В некоторых местах к ней пристроены современные дома; иногда на самой стене или рядом с ней встречаются зеленые газоны со скамейками и дорожками для прогулок, огороды, кладбища или свалки мусора. Стена когда-то окружала весь Константинополь, а сейчас ее остатки можно встретить либо на берегу, либо в центре европейской части современного города, который давно перерос древнюю столицу и расположен как в Европе, так и в Азии | ||||||||
| ||||||||
Впрочем, достаточно о крепостных стенах. На фотографиях и видео ниже акведук, построенный во второй половине 4 века нашей эры в правление императора Валента. Вроде бы для строительства акведука использовались камни из расположенного на азиатском берегу города Халкидон. Того самого, где в 451 году прошел Вселенский Собор, осудивший монофизитство. Именно монофизитами были египтяне, а сам Египет был провинцией Византии. Следующие почти двести лет египтян ущемляли в правах и преследовали византийские власти, поэтому египтяне в основном проявили нейтралитет во время персидского, а позже - арабского завоевания. Так Византия потеряла Египет. Как много, однако, истории в этих камнях | ||||||||
| ||||||||
На первом снимке ниже колонна Константина, поставленная в 330 году в честь основания новой столицы Римской империи. На втором - обелиск Феодосия. Вероятно, это верхняя часть обелиска Тутмоса III, стоявшего в храме Амона в Фивах и доставленного в Константинополь по приказу императора Феодосия I в 4 веке нашей эры. На третьей фотографии на переднем плане остатки Змеиной колонны, которую по приказу Константина Великого в 326 году привезли из дельфийского храма Аполлона, где она была установлена в честь победы греков над персами в 479 году до нашей эры. В верхней части колонны были три змеи и золотая чаша, но чаша пропала еще в древности, а змеиные головы отбили уже турки. Дальше за Змеиной колонной обелиск Константина, история появления которого немного туманна. В 10 веке обелиск уже стоял на ипподроме, когда его реставрировали по приказу императора Константина Багрянородного. Обелиск обшили позолоченными бронзовыми плитами, а на его вершине был установлен медный шар. Все это сняли и вывезли в 1204 году крестоносцы, которые в ходе своего четвертого похода осадили, а потом захватили и разграбили Константинополь. Реликвии античного дохристианского и христианского мира сгорели в пожарах или были вывезены в Западную Европу, а сам Константинополь уже никогда не смог восстановиться. Часть прежней Византии стала Латинской империей, а та ее часть, что находилась в Азии, превратилась в Никейскую империю или Римское царство. После полувека грабежей латиняне оставили Константинополь. Он был захвачен в 1261 году войсками Алексея Стратигопула, после чего Михаил Палеолог короновался в храме Святой Софии, а Константинополь вернул себе статус столицы Византийской (или Римской) империи. Но это была уже совсем другая Византия. Кстати, обелиск Феодосия, Змеиная колонна и обелиск Константина стояли на ипподроме. Квадригу с ипподрома увезли венецианцы, а остатки самого сооружения турки постепенно разобрали для постройки близлежащих дворцов и мечетей. "Квадрига святого Марка" украшала Собор Святого Марка, где хранятся мощи Святого Марка, вывезенные в начале 9 века венецианскими купцами из Александрии, в которой автор евангелия и один из семидесяти апостолов Марк основал после бегства из Иерусалима христианскую церковь, но был убит в 68 году римскими гражданами - тогда еще язычниками. Однако вернусь в Константинополь. Некоторое представление о том, как мог выглядеть ипподром в лучшие годы, можно получить здесь, например | ||||||||
| ||||||||
Следующее короткое видео я склеил из роликов, которые снимал, когда позволяла погода | ||||||||
Всего четыре места, связанные с Константинополем, я посетил целенаправленно. Это Панорама 1453, акведук Валента, Цистерна Базилика и Собор Святой Софии. Цистерна Базилика – это всего лишь один из многих резервуаров для хранения запасов воды, но этот резервуар больше напоминает дворец. Внутри есть подсветка, но все же здесь достаточно темно | ||||||||
У входа фотографируют в турецкой национальной одежде, продают сувениры, напитки и еду, что довольно странно выглядит в такой обстановке | ||||||||
Здесь есть вентиляция, между колоннами над полом проложены дорожки для посетителей. Внутри темнее, чем на фотографиях. Пришлось задирать ISO в ущерб качеству, потому что иначе фотографировать с рук было невозможно | ||||||||
| ||||||||
Всего здесь 336 колонн высотой 9 метров. На сайте музея сообщают, что большая часть колонн, как считается, была взята из разных древних сооружений. Они сделаны из разных видов мрамора. 98 колонн выполнены в коринфском стиле, а часть колонн - в дорическом. Здесь есть и уникальные колонны, вроде "плачущей" | ||||||||
| ||||||||
Я сходил к бассейну с карпами, где скопилось много людей, но голову Горгоны фотографировать не стал, опасаясь последствий | ||||||||
| ||||||||
Цистерну строили и перестраивали с 4 по 6 век. После захвата Константинополя в 1453 году турки перестали использовать цистерну, и о ней вскоре забыли. В середине 16 века голландский путешественник Гиллиус (P.Gyllius) исследовал руины Византии. Гиллиус слышал от живущих рядом с Собором Святой Софии, что на первом этаже домов люди набирают ведрами воду из больших круглых отверстий, похожих на колодцы, и даже ловят рыбу. Гиллиус нашел на заднем дворе собора деревянное строение, в котором были ступени, ведущие вниз. С факелом Гиллиус спустился в Цистерну, обошел ее по кругу на лодке и идентифицировал колонны. Так была заново открыта Цистерна Базилика | ||||||||
Собор Святой Софии в его современном виде со всеми многочисленными постройками вокруг, пристройками и изменениями позднего времени выглядит странно. Настолько странно, что, оказавшись рядом в первый раз, я не сразу понял, где же сам собор. Он просто теряется в своем окружении. История собора достаточно подробно описана. Турецкий сайт музея здесь. Замечу лишь, что этому сооружению полторы тысячи лет, и я не был готов к тому, что увижу внутри. Не возьмусь даже представить, насколько мог поражать воображение людей этот собор в свои лучшие годы Я уже видел длинную очередь на площади, поэтому для посещения выбрал относительно спокойный день почти без дождя. Сначала были билетные кассы и небольшой дворик с расставленными тут и там осколками минувших дней. Вход в здание тоже не выглядел как-то особенно | ||||||||
| ||||||||
В таких местах нужно побывать самому, но я попробую сначала показать небольшое видео, записанное на телефон, а потом несколько фотографий | ||||||||
Все здесь было слишком большим и не помещалось в кадр (у меня было 24 мм в пересчете на полный кадр). И везде было много людей, которые тоже хотели что-то сфотографировать. Я постараюсь показать все в том порядке, в каком видел сам, начиная от входа. Собор был у турков мечетью последнюю половину тысячелетия. С 1935 года, когда собор сделали музеем, проводились работы по восстановлению первоначального облика. Сейчас здесь встречаются как христианские, так и мусульманские элементы архитектуры и убранства. Например, хорошо видны места, где были сбиты кресты на дверях и стенах. На фотографиях ниже внешний притвор и притвор | ||||||||
| ||||||||
Императорские ворота. На переднем плане женщина, похожая на Палпатина, но это не он. В нашей галактике императоров больше не осталось. Рядом другие ворота. Сколько людей за полторы тысячи лет прошло через этот порог... | ||||||||
| ||||||||
Здесь я понял, насколько этот собор велик, даже с учетом того, что строительные леса мешали видеть все | ||||||||
Центральный купол и шестикрылые ангелы, лица которых были закрыты турками. Но сейчас лицо одного восстановлено | ||||||||
Мозаика Богородицы и Младенца на полукуполе, изображение крестов на потолке, покрытых поздними рисунками, моя попытка показать колонны полностью и колонна, укрепленная металлическими кольцами, люстрационная урна из Пергама, вид на купола | ||||||||
| ||||||||
и верхнюю галерею | ||||||||
В ролике видно, как я долго поднимаюсь на верхнюю галерею. Этот вид на фотографии ниже вызвал у меня ассоциацию с залом ожидания | ||||||||
Галерея делает почти полный круг | ||||||||
Я сделал несколько снимков сверху, пытаясь передать масштаб | ||||||||
| ||||||||
Мрамор местами напоминает оплавленный воск. И везде следы сбитых крестов | ||||||||
| ||||||||
Мраморная дверь 6 века на верхней галерее, за которую могло пройти высшее духовенство и император с приближенными | ||||||||
| ||||||||
Несколько видов верхней императорской галереи | ||||||||
| ||||||||
Деисус - мозаика второй половины 13 века в честь окончания 57 лет правления латинян и освобождения Константинополя. Вторая мозаика начала 12 века с изображением Богородицы в центре, императора Иоанна II Комнина и императрицы Ирины. Третья мозаика 11 века: Христос в центре на троне, император Константин IX Мономах слева, а справа императрица Зоя | ||||||||
| ||||||||
Вид из окна на Босфор... | ||||||||
Последняя служба прошла в соборе в ночь с 28 на 29 мая 1453 года. Последний император попрощался с патриархом. 29 мая город пал, и храм вскоре был захвачен и разграблен турками Все начиналось с греческого Византия, основанного в первой половине 7 века до нашей эры. И здесь закончилась история античности спустя две с лишним тысячи лет. История Константинополя закончилась в 1930 году, когда он был переименован турками в Стамбул. С этим городом и Византией вообще связана история Руси, а потом и Российской Империи. Здесь крестилась Ольга, отсюда прибыли мастера для постройки первых каменных храмов в Киеве. Уже в 20 веке Российская Империя вступила в Первую Мировую и последнюю для себя войну, рассчитывая получить Константинополь в качестве трофея. Все это в прошлом Я, может быть, и запутанно излагал свои мысли на этой странице, но и не было у меня цели рассказать все о столь насыщенной событиями истории. Это только мои впечатления. По этой же причине я не упоминал другие места Стамбула, где мне довелось побывать. Когда-нибудь... |
Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |