Церкви Исны (Esna, Эсна) |
Мы приехали в первый монастырь рано утром, но служба в церкви уже шла. Шенода через переводчик на телефоне мне объяснил, что здесь помогают инвалидам. Из Люксора мы с Шенодой добирались разными видами транспорта и не должны были встретиться с полицией, чтобы у меня не было проблем. Это «внутренний» Египет, где иностранцам положено быть только с организованными экскурсиями под присмотром гидов. Мы были на краю пустыни километрах в 15 от города. Копты постоянно поддерживают связь и знают, когда и где намечается какое-то мероприятие. Удаленные монастыри обычно посещают большими группами на микроавтобусах, которые передвигаются в колонне. Без вооруженной охраны, но так все равно кажется безопаснее. В этих и других районах бывают случаи обстрелов мусульманами коптских автобусов, но египетские власти стараются не пропускать подобные новости во внешний мир, так как туризм остается одним из важнейших источников валюты. Кое-что иногда просачивается, достаточно поискать гуглом, но не часто. После службы все вышли во двор, где уже была готова еда. Шенода все время общался то с одними, то с другими людьми, которые его хорошо знали. Я ожидал, что в этот день только часть времени мы проведем в церквях, а потом отправимся в древний храм, поэтому меня начинало раздражать то, что никто никуда не торопится. У Шеноды был свой план, но он не мог мне о нем толком рассказать, потому что я не знал арабский, а Шенода другие языки. Он только говорил время от времени «файв минитс», что в Египте может означать любое время, вплоть до никогда. Я все ждал, когда все поедят и пообщаются, поел сам, время шло, и ко мне начали подходить копты и спрашивать, счастлив ли я. Позже я догадался, что они не знали, как спросить на английском, почему я злой, поэтому спрашивали про счастье, но в тот момент у меня было ощущение, что я попал в какую-то секту. Позже появился Бишой, Асмо и другие, с которыми я постепенно разговорился и понял, что кроме церквей в этот день ничего не будет. Но хотя бы появилась определенность и возможность с кем-то поговорить и узнать о планах. Я не отметил на карте первую церковь и даже в какой-то момент думал, что это монастырь Отца Матеуса Эль Фахури (святой Исны и Люксора), но монастырь находится в другом месте. Из этой церкви мы поехали в Исну в совсем незаметную церковь с мощами Матери Доляджи (Dolaji или Doulage), потом посетили в Исне еще одну церковь и отправились в монастырь Отца Матеуса Эль Фахури (Monastery of Father Mateous El Fakhouri), где и провели остаток дня. Вечером меня пригласили в небольшое здание неподалеку от стен монастыря, которое выглядело издалека как часовенка, но оказалось склепом. И дальше за деревьями тоже были склепы. Это было очень старое кладбище. Я не фотографирую кладбища, но сделал несколько снимков прежде, чем понял, где я нахожусь. Раз уже сделал, то пусть будут на этой странице вместе с видео, на котором мы все вместе сидим в склепе и смеемся. Копты иначе относятся к умершим. Климат, история или другие причины повлияли на христиан Египта, но они сохраняют тела своих святых после смерти. Мы уехали с Шенодой поздним вечером с другой группой коптов. Я сидел на откидном сиденье рядом с дверью, а Шенода взял у водителя микрофон и всю дорогу пел песни вместе со всем автобусом. Автобус доехал до Исны, а потом мы добирались в Люксор с пересадками на всех возможных видах транспорта, кроме верблюдов, лошадей и осликов. С одной стороны, я злился на то, что в этот день посмотрел хотя и очень старые (4-6 веков) египетские храмы, но уже христианской эпохи. С другой стороны, я познакомился с новыми людьми и интересно провел время, расспрашивая их про Египет и отвечая на вопросы про Россию. Но на следующий день я вернулся к основной программе и пошел в храм в Карнаке |
Видео, записанное на телефон |
Служба для инвалидов |
Служба для инвалидов, обед во дворе после службы, моменты поездки, молитва Шеноды в монастыре и наша дружная компания в склепе |
Копты разуваются перед входом в церковь |
|
Шенода часто брал фотоаппарат и фотографировал меня в церквях. Я тоже его фотографировал на фоне, поэтому в итоге получилось больше сотни таких снимков |
Двор церкви |
|
Церковь старая, построенная еще из необожженного глиняного кирпича |
Трапеза после службы |
На выходе все опять обуваются. Есть у коптов и новые церкви со скамьями, как у католиков. В них обувь на входе не снимают |
Внутреннее убранство |
|
Я фотографировал после службы, поэтому в церкви почти никого |
Окружающее пространство с ограждением и охраной. Но здесь охраны практически не было. Кто-то из гражданских наблюдал за подъезжающими машинами |
|
По дороге в Исну на одной из машин пробило колесо. Все ждали на краю оросительного канала и ели сахарный тростник (этот кадр есть в видео). Сок из тростника пить приятнее |
Я бы даже не заметил эту церковь среди домов, но это небольшое строение стоит на месте старой разрушенной церкви. Здесь хранятся мощи Доляджи (коптская святая, которую убили римляне) |
Разуваемся почти на дороге |
Асмо знал, что я фотографирую. Кстати, он стендап комедиант, но в церквях всегда был предельно серьезным |
Пространства внутри было очень мало для фотографирования, но несколько кадров нашей группы я сделал |
Записки для молитв |
Здесь хранятся мощи Доляджи |
Камень из старого храма, как я понял |
Алтарь |
Собираемся ехать в следующую церковь Исны |
|
Иногда улицы настолько узкие, что проехать по ним машина не может и тогда все спешиваются |
Как-то мне удалось сфотографировать здание церкви даже здесь |
Шенода и Асмо у входа |
|
В одном церковном здании может быть больше одной церкви. Это первая |
С мощами Доляджи |
|
Это еще одна церковь в том же здании |
|
Мощи |
И под конец дня мы приехали в монастырь Отца Матеуса Эль Фахури |
Это типичная для Египта будка, в которой может находится полицейский во время беспорядков |
Я немного пофотографировал окрестности, потому что церкви на краю пустыни выглядят непривычно |
Здания относятся к 4 веку |
Наш автопоезд |
Кладка из необожженных кирпичей |
Внутренний двор |
|
Небольшие магазинчики я видел при всех монастырях. Здесь продают разную мелочь с христианской символикой |
Внутреннее убранство |
Шенода произносит молитву нараспев и помогает себе маленькими оркестровыми тарелками. Хотя я не знаю, как они называются в церкви у коптов, но выглядят так |
Внутри стоят вполне современные кондиционеры, но стены очень старые |
|
|
|
На стенах древние фрески с надписями на коптском |
|
|
|
|
|
|
Меня провели в помещение, где проводят крещение |
|
|
Потом мы обошли остальную часть здания, в котором много низких дверей и высоких сводов |
|
После ужина я ждал на улице |
Но потом все вышли и позвали меня с собой |
Это склеп |
и очень старое коптское кладбище |
Внутри склепа. Там, где стоит Шенода, внизу за фанерой мощи умершего, а в шкафу у дальней стены обувь и одежда, в которой он был в последний раз |
Правильное название - Исна. С ударением на первом слоге. Откуда взялось написание через "э" кириллицей, я не знаю, но предполагаю, что это ошибочное прочтение Esna теми людьми, которые никогда не слышали, как называют город в Египте. Поскольку написание через "э" есть даже в картах google, я оставил "Эсну" в названии заметки. В Египте лучше называть город Исной, потому что если называть его Эсной, то египтяне не понимают, о чем идет речь |
Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |