Кубань несудоходная
|
||
Про судоходство на Кубани я что-то читал и слышал, но это было очень давно. Вроде бы в Краснодаре был порт, но в Краснодар я прилетал и приезжал несколько раз на соревнования и в командировки, поэтому город почти не видел. Тем более, мне не приходилось видеть набережную и краснодарский речной флот. Как-то в 2008 году я увидел край Кубанского моря из иллюминатора во время посадки | ||
Мне плохо представлялось, откуда и куда могли бы ходить суда. В начале января 2012 года я путешествовал по Тамани и однажды пересекал Кубань по мосту, но река была настолько узкой и невзрачной, что я даже не подумал ее фотографировать. Задача у меня в ту поездку была другая: увидеть Керченский пролив во льдах, но море замерзло вскоре после того, как я вернулся в Москву. Некоторые снимки из того путешествия теперь стали частью истории. Украинская пограничная застава где-то там на острове Тузла, да и сам пролив, через который теперь проходит мост | ||
Тамань по большей части плоская, как стол. Проезжая через Темрюк, я делал остановку и пробовал рассмотреть устье Кубани через объектив 28-300 в туманную дождливую погоду, но так ничего и не увидел. Устье где-то справа от порта, а русло Кубани должно проходить перед портом. Это порт с горки. Сейчас трудно представить, что здесь в советское время по маршруту Краснодар-Севастополь три раза в неделю ходили суда на подводных крыльях | ||
Но в Краснодаре я ожидал увидеть что-то совсем другое. Ниже фотография 1980 года и открытка начала 20 века, изображающая пристань в Екатеринодаре (Краснодаре) | ||
| ||
Эти изображения судов я взял из заметки о речном флоте Кубани. Флот недавно прекратил свое существование, но такое время от времени случается, поэтому можно ожидать появления портов и речных судов на Кубани в будущем. В другой заметке об истории судоходства на Кубани упоминается несколько таких случаев, начиная с 1859 года. Со знанием краткой истории трудностей судоходства я решил пройтись по берегу Кубани в Краснодаре. Новостью для меня было то, что Краснодар находится только на правом берегу реки, а на левом – Республика Адыгея. Позже я ознакомился с историей Краснодара и понял причину. Мой путь начался с затона у парка 30-летия Победы, где в прошлом находился речной порт. Пришлось сделать панораму затона, потому что высотки не помещались в кадр | ||
Вид на Кубань вниз по течению. Какое-то прогулочное судно все же здесь есть | ||
Кубань вверх по течению. Набережная на правом берегу реки и аул Новая Адыгея на левом. Цвет воды совсем не такой, как в Армавире. Здесь Кубань выглядит чистой от ила и немного зеленой. В Армавире такой цвет я видел только зимой | ||
Тучи что-то предвещали, но по прогнозу дождя не должно было быть. От внезапного ливня меня спасла только беседка в парке. Судя по надписям на табличках, эти места для пикников платные, но укрыться здесь больше было негде. Грохотал гром, и дождь лил как из ведра целый час, а потом все стихло | ||
Я пошел дальше, поднимаясь выше по течению и не удаляясь по возможности от берега, пока не вышел на дорогу, вдоль одной стороны которой выстроились особняки, а по другую сторону была Кубань. На противоположном берегу тоже были дома, но когда оставались только деревья, я сочинял свои "пасторали" | ||
Эти снимки я сделал где-то здесь и здесь | ||
Через некоторое время я вышел к старому Яблоновскому мосту, хотя и не знал в тот момент о нем ничего, включая его название | ||
Мост построили в 1952 году, но к 2019 году он обветшал, и рядом начали строить новый мост, с которого я и сделал этот снимок. Старый мост высокий, но проход на него по понятным причинам закрыт, поэтому вид на Кубань включает пролет моста | ||
Дальше за мостами начиналась промзона, и в следующий раз я вышел к берегу уже где-то в районе Дубинки, что бы это ни значило. Здесь тоже есть какие-то небольшие суда для переправы с берега на берег | ||
Так я шел тропинками по берегу, временами вспоминая, что нахожусь почти в центре столицы Кубани с населением более миллиона человек. Всю дорогу я не знал, что увижу дальше, и пришел на Вишняковский пляж | ||
Здесь я спросил у мальчишек, как мне выбраться с пляжа, и они объяснили, что дальше есть тропинка или нужно возвращаться. Тропинка вела через ручей и забор с колючей проволокой, но как-то же они сюда прошли, так что и я прошел и оказался на пустыре. Я не фотографировал, потому что и по карте видно, что это за место. Где-то здесь был грузовой порт. Все же я решил посмотреть на затон. Довольно живописно, | ||
а в зарослях припарковалась баржа | ||
За время моей прогулки по реке прошли только два судна | ||
| ||
На этом я решил остановиться и продолжить осмотр берегов в Краснодаре в другой раз с Путейского порта возле водохранилища на старом русле, как он был назван в заметке о речфлоте Кубани. Если не считать Санкт-Петербург, где в 1886 году аэрофотосъемку выполнил А.М.Кованько, снимки с высоты городов России, как правило, были впервые сделаны немцами в период подготовки к нападению Германии на Советский Союз или уже во время войны. Краснодар не является исключением, но в 1942 или 1943 годах Краснодарского водохранилища не было, а площадь и население Краснодара были значительно меньше. Какой-то порт и затон в том месте, где я начинал свой путь вдоль Кубани, были. Интересно, что на этом же месте на плане Екатеринодара 1897 года есть пристань. Вероятно, там и начиналось Кубанское судоходство. Переправа с катерами, которую я показывал выше, отмечена еще на плане Екатеринодара 1888 года двумя мостами. Спутниковый снимкок 1977 года был сделан, наверное, в лучшие годы, когда по Кубани ходили суда на подводных крыльях. Краснодарское водохранилище наполнили в 1973 году. Вероятно, в этот период появились порты в районе улицы Вишняковой и в Пашковском затоне, как и пристань в Обрывном затоне появилась после того, как Кубань стала более предсказуемой, а сам Краснодар дорос до этих берегов. Ниже аэрофотосъемка, спутниковый снимок 1977 года и несколько снимков с Google Earth разных лет, на которых в 2002 еще есть порт, в 2003 появился мост, который называют "мостом поцелуев" по неизвестной мне причине. В 2009 и 2011 на месте порта построили элитный жилой коплекс. Его достраивали позже не без участия флота | ||
Пашковский затон стал заметно меньше, а Кубань и водохранилище мало изменились с 1977 года | ||
Затон образовался на месте старого русла Кубани, которое проходило здесь до появления водохранилища. Это место я посетил в конце июня. Я не знал, как все будет выглядеть, и сначала увидел памятный знак на месте бывшей Пашковской переправы | ||
Он был установлен у моста, на который я поднялся позже, а для начала вышел на берег затона, где увидел небольшие старые суда и порт | ||
Мост когда-то соединял берега Кубани, но сейчас он ведет в никуда | ||
В этот мой приезд тучи нависали и грозились, но ливень накрыл Краснодар только вечером. Пока я был на мосту, приходили еще два посетителя, но из-за ураганного ветра долго не задержались. Здесь у меня возникли некоторые сомнения по поводу мемориального комплекса, так как памятник уже есть, а мост не относится к периоду Великой Отечественной. Вероятно, это и есть мемориал, а памятный камень был установлен раньше и остался. Описания боев за переправу не во всем совпадают в разных источниках. Например, здесь, здесь и в других. Однако из всех описаний следует, что переправа была понтонной и оставалась единственной неразрушенной в районе Краснодара, через которую могли переправиться мирные жители и наши войска. За переправу в августе 1942 года шли ожесточенные бои, в которых погибли тысячи защитников, в том числе, призывники 16 и 17 лет. Переправу взорвали наши войска, не дав немцам ее захватить | ||
С моста открывается красивый вид на старое русло Кубани | ||
и на затон. В один кадр все не поместилось и пришлось сделать панораму. С проводами | ||
Мне хотелось увидеть шлюзы, но подойти близко нельзя. Я сделал снимок из-за забора с колючей проволокой. Конечно, было бы интересно посмотреть, как все устроено, как когда-то я делал на канале имени Москвы, но здесь и сейчас это сложно или невозможно | ||
Насколько мне известно, судоходство на Краснодарском водохранилище прекратилось давно, но я решил попасть на берег. Карты и местные жители подсказывали, что в самом городе я это сделать не смогу, поэтому пришлось ехать в сторону хутора Ленина. В районе МТФ был выход к берегу. Большего мне было не нужно. Кубанское море | ||
Другой берег хорошо видно, хотя до него в этом месте 11-12 километров. Я вышел к воде у канала и шлюза. Здесь все было открыто нараспашку и никаких запрещающих надписей, поэтому я сделал пару снимков | ||
По бетонному берегу мимо прошел человек, но здесь точно не пляж | ||
С другой стороны виднелись какие-то постройки, и я отправился туда | ||
В одном доме ворота были закрыты, и висела доска с предупреждением о том, что вход запрещен. У второго дома все было открыто, ветер стучал дверью, а во дворе стояла машина и лодка. Я не стал здесь снимать, но подошел к берегу. Волны накатывали на затопленные деревья, а вдалеке был виден Краснодар | ||
Надеюсь, судоходство вернется на Кубань, как это бывало не раз, но пока это все |
![]() ![]() |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2025 |