Фивы. Храм в Луксоре Luxor Temple, Ipet-Resyt, Южное святилище |
Современное название города происходит от арабского Эль-Уксор. Древние египтяне называли его Уасетом, Уастом или Васетом (Waset-ом), насколько
можно передать древнее египетское звучание кириллицей или латиницей. В переводе с египетского это скипетр. Название Фивы (Θήβαι) город получил от греков. Древний город располагался на обоих берегах Нила, но на левом или западном берегу огромную территорию занимало еще и кладбище. Современный город занимает меньшую площадь, чем Фивы в лучшие годы. В 1 веке до нашей эры протяженность границы города (без учета кладбища) составляла около 26 км. Если нарисовать окружность с железнодорожным вокзалом в центре, то внутри оказывается Луксор и современные деревни на обоих берегах |
Граница древнего города была не такой, конечно, но можно представить, насколько он был велик. В периоды расцвета его население доходило до нескольких десятков тысяч человек, что делало Фивы в разное время самым большим или одним из самых больших городов всего древнего мира. За свою долгую историю город успел побывать столицей Египта, главной усыпальницей страны, центром античного туризма; был не раз разграблен и разрушен, покинут и заброшен, найден и раскопан, пока не стал одним из центров туризма в современном Египте. Люди в этих местах жили еще в палеолите задолго до появления как страны Египет, так и города с каким бы то ни было названием. С началом потепления на планете и отступлением ледников изменения климата постепенно привели к снижению влажности в этом регионе и превращению Сахары в знакомую нам сейчас пустыню. Вероятно, в 5 тысячелетии до нашей эры люди научились использовать разливы Нила и стали переходить к земледелию. Вдоль Нила образовывались поселения, в каждом из которых почитали своих божеств. По всему течению реки люди, как правило, использовали для захоронений пустыню на левом берегу к западу от своих поселений. Погребения и наскальные рисунки говорят о том, что на рубеже 5 и 4 тысячелетия у живших здесь людей сформировались устойчивые представления о жизни после смерти. Хотя поселения на месте Уаста (Васета, Фив) существовали уже долгое время, почитаемый здесь Амон и сам город стали оказывать существенное влияние на религиозную и политическую жизнь Египта со времени так называемого Среднего Царства или конца 3 тысячелетия до нашей эры. Луксорский храм (Luxor Temple, Люксорский храм, Ipet-Resyt, «Южное святилище») не был заупокойным или посвящённым культу определенных богов. Основную часть храма построил Аменхотеп III (18 династия). Вероятно, при нем же появилась «аллея сфинксов», соединившая этот храм с Ипет-Исут (Ipet-Isut) или храмовым комплексом бога Амона, его супруги Мут и сына Хонсу, который сейчас известен как храм в Карнаке. Комплекс достраивался и перестраивался позже другими фараонами. Рамсес II значительно расширил храм, а в период греческого правления появилась "часовня" Александра Македонского. Позже здесь был римский военный лагерь, а еще позже в комплексе действовала христианская церковь, на которой после арабского завоевания Египта мусульмане построили мечеть. К сожалению, я не смог найти в интернете ресурсы с достоверной информацией об этом храме на русском языке, на которые мог бы дать ссылку. Хотя есть англоязычные ресурсы, на одном из которых приводится даже 3D реконструкция (© Mark Millmore) комплекса в его лучшие годы |
Я использовал фрагмент карты Google, на котором отметил расположение некоторых объектов и направления в современном городе |
1. Вход в комплекс и билетные кассы 2. «Аллея сфинксов», соединявшая храмы. В древности во время ежегодного фестиваля Опет по этой дороге проходила процессия из Ипет-Исут со статуями Фиванской триады - Амона, Мут и Хонсу, скрытыми от взгляда в священных ладьях (барках) 3. Пилон Рамсеса II («первый пилон»). Один из двух сохранившихся обелисков, статуи Рамсеса 4. Перистиль (или площадь) Рамсеса II 5. Храмовое сооружение (Tripartite Shrine) Хатшепсут для трех священных барок (ладьи Амона, Мут и Хонсу) в Северо-Западном углу площади Рамсеса. Из-за него, как говорят, площадь находится под углом по отношению к остальным сооружениям комплекса 6. Христианская церковь, на которой стоит мечеть 7. Колоннада Аменхотепа III. Соединяет перистиль Рамсеса и перистиль Аменхотепа 8. Перистиль Аменхотепа III 9. Гипостильный зал 10. Святилище Мут 11. Святилище Хонсу 12. Святилище Амона 13. "Часовня" Александра Македонского 14. Зал божественного рождения Аменхотепа III 15. Одно из мест, которое занимал римский военный лагерь 16. Современная площадь на месте римского лагеря, который был, вероятно, расположен на месте древней городской застройки 17. Дорога к современному железнодорожному вокзалу 18. Набережная, на которой находятся современные музеи мумификации и древностей 19. Река Нил Должен признаться, что я не совсем уверен в точности, с которой нанес на карту номера 12, 13 и 14, потому что внутри сооружение воспринимается не так, как на снимке со спутника Теперь я хочу рассказать о строительстве комплекса подробнее. Другие люди, побывавшие в Египте до меня, говорят, что храм построен около 1400 г. до н.э., и был посвящен главным образом культу фараона (царя, правителя), а не только Амону и его семье. Здесь происходила божественная коронация и ежегодно заканчивалось праздничное шествие фестиваля Опет. Строительство начал Аменхотеп III (1390-1352 до н.э.), а продолжили строительство фараоны Тутанхамон (1336-1327 до н.э.) и Хоремхеб (1323-1295 до н.э.). Колоннада, предшествующая перистилю Аменхотепа III, изменялась позже Тутанхамоном, Хоремхебом и Сети I. Фараон Рамсес II (1279-1213 до н.э.) расширил и частично перестроил храм вот каким образом. Он выстроил первый пилон, стены которого украсил сценами своей победы при Кадеше. В то время на башнях пилона развевалось четыре флага. Перед входом были поставлены четыре статуи стоящего Рамсеса и две – сидящего. Здесь же Рамсес установил и два 25 метровых обелиска из красного гранита. За первым пилоном на месте площади Аменхотепа Рамсес построил перистиль, где среди окружающих площадь колонн были установлены статуи Аменхотепа (присвоенные Рамсесом). Колоннаде, ведущей к перистилю Аменхотепа III предшествовали две статуи Тутанхамона, имя на которых Рамсес заменил своим. В храмовом комплексе были найдены повторно использованные блоки из храмов, построенных здесь женщиной-фараоном Хатшепсут (1478–1458 до н.э.), фараоном Тутмосом III (1479–1425 до н.э.) и фараоном Аменхотепом II (1427–1401 до н.э.). Фараон Эхнатон (1353–1336 до н.э.) построил рядом храм бога солнца Атона, но его разрушил позже фараон Хоремхеб. Здесь же были часовня богини Хатхор и колоннада, построенные во времена 25 нубийской (или эфиопской) династии (фараоны Тахарка и Шабака, 8-7 века до н.э.), но позже разрушенные. Они же добавили сцены своих военных успехов на «первый пилон» Рамсеса II. Дорога из Ипет-Исут (храма в Карнаке) была создана Хатшепсут. Аменхотеп III достроил дорогу и украсил ее сфинксами с бараньими головами. А Нектанеб I (380 – 362 до н.э.), бывший фараоном 30 и последней египетской династии, сделал вот что. Он поставил вдоль дороги сфинксов с человеческими головами и окружил комплекс стеной из глиняного кирпича. При Птолемеях на месте статуи Амона была поставлена часовня Александра Македонского, а сам он изображен богом. Римский император Адриан построил из глиняного кирпича храм Сераписа. От этого сооружения осталась только статуя Исиды. Слева от центрального нефа в южной части перистиля Аменхотепа III был поставлен алтарь, посвященный римскому императору Константину. В период, когда это место было римским военным лагерем, некоторые блоки использовались для постройки укреплений. Тогда же появился вход в комплекс, который используется посетителями и сейчас. В Северо-Восточном углу перистиля Рамсеса II примерно в 6 веке н.э. была построена христианская базилика, остатки убранства которой сейчас можно видеть среди других каменных блоков вокруг комплекса, а на руинах церкви поставлена мечеть В скобках я указывал годы правления фараонов, которые, однако, различаются у разных авторов. Прошу прощения за подражание стилю изложения Геродота в этой части текста |
Фотографии
|
Площадь с восточной стороны храма. С этой стороны открывается вид на первый пилон, перистиль Рамсеса II и колоннаду Аменхотепа III. Вход в комплекс и билетные
кассы справа от первого пилона на снимке | ||
Я уже писал, что отправился в этот храм почти сразу после того, как приехал в город на поезде. Была вторая половина дня, а небо плотно затянуло облаками. Сразу же у входа мы с Шенодой встретили его знакомую, которая представилась гидом. Позже Шенода как-то объяснил, что эта женщина и правда хороший гид, но в тот момент я поздоровался и сразу двинулся дальше, потому что еще на пирамидах Гизы у меня выработалась реакция на египетских гидов. Там это были невероятно назойливые попрошайки, роящиеся рядом с туристами и не дающие что-либо посмотреть. В Гизе в январе гиды вызывали даже ненависть, хотя в марте там стало намного спокойнее. Услугами египетских гидов я не пользовался, потому что слышал, иногда находясь рядом с какой-то группой туристов, что они рассказывают очень странные вещи, не имеющие отношения к истории Египта. Возвращаясь к фотографиям храма. Я постарался сохранить именно тот свет и цвет, который был в тот февральский день | ||
Вход на территорию я сфотографировал уже после того, как прошел в комплекс | ||
Площадь перед первым пилоном сейчас пустая. Со стороны некогда существовавшей дороги, ведущей к Нилу, выставлена искусно вырезанная из гранита статуя, на которой я не нашел картушей, да и перед ней не было таблички с описанием. Поэтому я не могу здесь сказать, какой это фараон или бог | ||
Может быть, даже сам Амон | ||
Рядом находится сооружение из глиняного кирпича с едва различимыми надписями на латыни и стоящей внутри статуей. Вероятно, это остатки того самого храма Сераписа и статуи Исиды | ||
Сейчас вокруг всего комплекса уложены рядами блоки из сооружений разных времен. Здесь лежат какие-то элементы убранства христианской церкви. На фотографиях прежних лет на этом месте росли деревья, но их убрали и теперь остались пеньки | ||
Напротив первого пилона начинается аллея сфинксов, ведущая из Ипет-Исут (храма в Карнаке) к этому храму | ||
Это дорога длинной около 3 километров, по обе стороны которой стояли сфинксы. Сейчас ее восстанавливают на всем протяжении | ||
Слева от пилона куски огромной статуи фараона и остатки какого-то древнего строения из глиняного кирпича | ||
Первый пилон Рамсеса II с разных ракурсов | ||
| ||
| ||
| ||
25 метровый обелиск крупным планом | ||
Из шести статуй сейчас у входа установлены 5. Я застал реставрационные работы | ||
Хотя все статуи должны изображать Рамсеса II, мне показалось, что лица не похожи. Я могу ошибаться, но Рамсес и после смерти продолжает присваивать статуи других фараонов | ||
| ||
У этих совсем не сохранились лица. Но это тоже был Рамсес. Должен был быть | ||
| ||
Вход между двух башен первого пилона. Справа от полицейского (в черной форме с белым воротником) должен был бы стоять второй обелиск, но его увезли во Францию в качестве подарка египетского паши Мухаммеда Али. С 1836 года н.э. он украшает площадь Согласия в Париже | ||
Туристы и полиция оказались очень кстати для передачи масштаба, поэтому я оставлю эти фотографии входа с разных углов | ||
Между башнями первого пилона. Слева впереди колонны перистиля Рамсеса, к которым пристроена христианская базилика. А на том, что от нее осталось, сверху стоит мечеть. Справа - колонны и т.н. Tripartite Shrine | ||
Вид на первый пилон со стороны площади. Tripartite Shrine или трехсторонний храм (не знаю, как точно это перевести) для трех священных лодок Амона, Мут и Хонсу, с которыми проходила процессия из Ипет-Исут во время фестиваля Опет. Это место существовало во времена Хатшепсут задолго до остального комплекса, а позже перестраивалось, пока не оказалось в углу перистиля Рамсеса II | ||
| ||
На стенах залов и на самом первом пилоне сейчас уже трудно что-то разобрать | ||
| ||
| ||
Стены со следами времен иконоборчества в христианстве, наверное | ||
Есть надписи на греческом или коптском | ||
На противоположой стороне перистиля у входа - промежуток между башней пилона и стеной церкви | ||
Стена этой церкви с другой стороны | ||
Стоящая на церкви мечеть (слева на фотографии) выходит за пределы перистиля на современную площадь. В правой части снимка колонны с установленными между ними статуями Рамсеса в Юго-Восточном углу перистиля. Когда храм уже в новое время обнаружили европейцы, он был засыпан песком, щебнем и мусором. После раскопок перистиля Рамсеса вход в мечеть оказался высоко над землей, поэтому сейчас он перенесен на другую сторону. Старые рисунки и фотографии можно посмотреть здесь, например | ||
У выхода с площади перед колоннадой Аменхотепа III две статуи Тутанхамона, присвоенные Рамсесом | ||
Впрочем, лицо у одной из них уже не рассмотреть | ||
Колонны перистиля продолжаются дальше вправо, пока не заканчиваются у пилона | ||
| ||
Общий вид перистиля Рамсеса II со стороны первого пилона в его современном виде | ||
Колоннада Аменхотепа III ведет на следующую площадь | ||
Вид на площадь Рамсеса со стороны колоннады | ||
Сейчас колоннаду предваряет божественное семейство, но когда-то по обе стороны были стены с изображениями сцен фестиваля Опет | ||
Колоннада из 7 пар 16 метровых колонн, изображающих цветущий папирус | ||
| ||
Площадь Аменхотепа III окружена двумя рядами колонн | ||
Это тоже изображение папируса | ||
| ||
На другом конце площади находится гипостильный зал, в который могли входить только жрецы и фараоны | ||
Сейчас можно всем | ||
Вид на площадь Аменхотепа III со стороны гипостильного зала в сторону колоннады | ||
Как и в других местах, здесь много камней с непонятными следами, будто точили инструменты и оставили глубокие борозды. Хорошо видно, что римская надпись на камне появилась до этих следов. Версия египетских гидов про то, что людям не хватало соли, поэтому они процарапали все эти борозды во всех сооружениях древнего Египта ногтями, звучит более, чем странно. Я не могу сказать, как было дело, но это точно не попытка нацарапать соли из камня. Где-то слева от нефа находился алтарь императора Константина. Здесь, наверное, потому что по описанию место подходит | ||
Вход в святилища Амона, Мут, Хонсу и зал рождения фараона Аменхотепа III | ||
В 3 или 4 веке н.э. римляне оштукатурили стены и изобразили себя | ||
Со мной не было фараонов, жрецов и императоров, но был настоящий египтянин Шенода, которого (если считать за поколение 20 лет) отделяют от его предков, живших здесь во времена Аменхотепа, примерно 170 поколений. Эти залы чуть меньше трех с половиной тысяч лет назад выглядели с египтянами внутри как-то так | ||
Если говорить серьезно, то я не делал снимки рельефов с изображением Александра, которых до меня сделали достаточно. Приведу только несколько фотографий святилищ в их современном виде | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Автографы туристов разных эпох здесь встречаются повсюду, даже на верхней части колонн | ||
| ||
Стены снаружи покрыты изображениями религиозных сцен. Религия древних египтян была тесно связана с сексуальной жизнью богов и людей | ||
Вокруг комплекса расставлены рядами блоки, бывшие частью сооружений в разное время. Эти камни вообще из храма в Карнаке | ||
Справа блоки опять из Карнака с картушем Августа Цезаря (так написано), а слева 4 век н.э. | ||
Части христианской церкви. Надписи сообщают о 4 веке и коптах, хотя в другом месте в этом же комплексе написано, что церковь 6 века. Здесь еще много работы над ошибками | ||
| ||
Блоки использованные много раз в разные эпохи | ||
Часть стены вдоль колоннады Аменхотепа | ||
Назначение этой колонны я не понял, поэтому сохранил на фотографии. Скорее всего, какая-то часть алтаря | ||
Вход в святилища был здесь, а не с севера, как входят туристы сейчас | ||
Ночью я сделал несколько снимков комплекса с подсветкой | ||
Перистиль Аменхотепа III | ||
Вид на гипостильный зал | ||
| ||
Вид с юга на первый пилон Рамсеса. Перед ним виден перистиль и часть колоннады | ||
Между храмом и набережной Нила в другое время года |
Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |