Байон (ប្រាសាទបាយ័ន, Prasat Bayon), Ангкор Том (Ангкор Тхом) |
Кхмеры отлично понимают без "х". Вроде бы эта буква в названии латиницей есть, но произносится совсем не так, поэтому получается Том. Но это не так важно |
Я миновал западный вход в Ангкор Ват и пошел по дороге в направлении Ангкор Тома или Тхома. На карте я видел, что он где-то там, а после суеты и толп людей в Ангкор Вате мне больше всего хотелось просто идти, ни о чем не думая, слушать, смотреть по сторонам и чувствовать свободу. Было ужасно жарко, пыльно, шумно и очень необычно |
Именно этого я и хотел с самого начала. Не изучать барельефы, переходя от стены
к стене, хотя это тоже интересно, а просто быть в обстановке, никак не
напоминающей обычную городскую жизнь. Здесь и позже в других местах этого было
предостаточно. И особенно во второй половине дня, когда туристы потихоньку
начинали разъезжаться и можно было остаться наедине с джунглями и древними
руинами. Я миновал толпу туристов у храма Пном Бакенг, где полицейский
предложил мне купить его значок (мне говорили, что такое бывает, а иногда предлагают
купить форму), потом были другие древние руины, а за ними ров и ворота. Закат освещал
лики Будды (или короля Джаявармана 7, или их двоих сразу) |
Ангкор Том был построен позже Ангкор Вата, но на месте старой столицы, поэтому кроме храма Байон, посвященного Будде и построенного в конце 12, начале 13 века в центре Ангкор Тома, здесь есть руины куда более древних сооружений. Через некоторое время я вышел к сильно разрушенному храму, когда было еще не совсем темно, но солнце уже спряталось за верхушками деревьев. Рядом с храмом и внутри были какие-то люди, поэтому я решил, что еще есть время до темноты, а потом поймаю тук-тука. В тот вечер я еще не знал об особенностях ночной жизни Камбоджи и о том, что рядом с храмами тук-туков ловить бесполезно |
Байон много раз достраивали и перестраивали, кхмерская империя позже вернулась к индуизму, и храм стал индуистским. Потом доминирующей религией опять стал буддизм, но другого направления, и храм еще раз перестроили. В конечном итоге Байон бросили в джунглях. На башнях были 216 одинаковых лиц. Есть версия, что это лицо самого короля Джаявармана 7, построившего храм. Есть и другая версия, по которой лица на башнях изображают Бодхисатву. Мне еще предстояло увидеть, что умеют делать с человеческими сооружениями джунгли, но этот храм уже был расчищен и состоял преимущественно из сложенных в ожидании реставраторов каменных блоков |
Заметно стемнело. Я поглядывал по сторонам, стараясь не пропустить момент, когда пора будет уходить. Краем глаза я все время видел где-то в развалинах монахов и успокаивал себя тем, что еще не поздно. Но в какой-то момент все ушли |
Наступила ночь. Храмы окружены джунглями, здесь полно ядовитых пауков и змей, которые днем редко появляются, а ночью им никто не мешает выползти и случайно попасть под ноги. Есть и призраки, наверное, но в свете вспышки и на экранчике фотоаппарата я их так и не увидел |
В Камбодже с наступлением темноты за пределами городов и поселков движение на дорогах останавливается. Из храмов уходят и стараются не оставлять туристов, но меня не заметили. Я вышел на дорогу и пошел в сторону города, надеясь, что кто-то запоздалый будет проезжать и подбросит меня хоть куда-нибудь, потому что дорога была длинная и провести ночь в пути среди кричащих джунглей мне совсем не хотелось. Мне повезло, потому что через некоторое время мимо проехал мотоциклист. Он не остановился, но потом вернулся и согласился довезти меня до границы города, где я мог бы поймать тук-тука. В отель я приехал поздно ночью, а утром отправился в другой храм. В Байоне я побывал и днем, но это был другой день. Как я написал выше, Ангкор Том был новой столицей, построенной на месте более древней столицы, поэтому здесь часто трудно понять, где заканчивается один храм и начинается другой. И труд реставраторов добавляет путаницы, ведь я знал, что очень мало сохранилось со времени постройки, но что именно было сложено из найденных блоков современными реставраторами, оставалось только догадываться. Надеюсь, знатоки меня простят, если к Байону я случайно припишу что-то от соседнего храма. Тук-тук довозил меня до одного входа, мы договаривались, что он будет ждать у другого, а потом я бродил среди древностей безо всякой цели, просто получая удовольствие от окружающего. Днем я вошел в Байон с другой стороны |
Храм был сильно разрушен и его продолжают собирать из каменных блоков подобно тому, как собирают мозаику. На фотографии ниже очень хорошо собранное здание, но видна разница между сохранившимся основанием без единой видимой щели и остальной частью, где блоки даже не всегда на своих местах |
Стены Байона покрывали барельефы, и если присмотреться, то под этими маленькими фигурками можно рассмотреть остатки еще более тонкой резьбы. В Ангкор Вате все сохранилось намного лучше, но и здесь вполне можно увидеть уровень мастерства |
Я поднялся выше и сверху посмотрел на места, где ходил в темноте за день до этого |
Мне казалось тогда в темноте, что над головой копошатся летучие мыши, но на снимке со вспышкой я ничего не нашел. Так выглядели башни снизу (внутри) |
И конечно верхний уровень стоило посетить, чтобы оказаться лицом к лицу с Джаяварманом седьмым (или Буддой, или с обоими в одном лице) |
Где-то далеко внизу в тени деревьев стоял и дожидался тук-тук |
Из Байона я направился в соседний Бапуон |
Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |