Бапуон (Бапхуон, ប្រាសាទបាពួន, Baphuon), Ангкор Том |
Чем дальше я удалялся от Ангкор Вата, тем больше мне нравились храмы. Я даже перестал обращать внимание на туристов, настолько здесь чувствовалась заброшенность и древность. Я пришел из Байона пешком и все еще находился на территории Ангкор Тома. Я уже говорил, что Ангкор Том включал часть территории более древнего города Яшодхарапура, хотя сам в то время тоже назывался Яшодхарапурой. Оба города в разное время были столицами и назывались одинаково, но более древний был разрушен очередной войной, а его каменные храмы позже оказались в черте новой столицы, заново основанной после победы над врагами. Байон был центром новой столицы, Бапуон - старой. В тот момент, когда я шел по тропинке от одного храма к другому, я знал только название на карте, а потом передо мной появилось это странное сооружение |
Люди ходили из одного конца в другой, как будто это был показ мод, а я стал
случайным зрителем |
Храм индуистский, был построен в середине 11 века, позже очень сильно разрушен и отреставрирован не раз. Последний раз его реставрировали уже в наше время |
Я встречал цитаты перевода Чжоу Дагоун (Жоу Дагуан), где сказано, что в 13 веке бронзовый Бапуон был выше золотого Байона. Есть версии, что изначально 172 метровой дорожки не было, а вход был в восточной гопуре, остатки которой сейчас в середине дорожки, а в ее начале есть развалины гопуры, построенной позже. Дорожка могла проходить над озером, но сейчас здесь только один небольшой бассейн и два мелких водоема дальше к востоку. Неизменным, пожалуй, осталось только основание храма. Здесь на каждом шагу я встречал следы реставрации, но не знаю, какая из них, когда и кем была выполнена. Внутри и у западного выхода и центральной части храма самое интересное было под ногами. Я сделал изображения очень контрастными, потому что пол был покрыт пылью, и все эти отметки в храме было видно плохо. Здесь стрелки на месте трещин в плитах. Я видел раньше, что такие углубления делают, чтобы залить в них металл и скрепить таким образом. Как арматура в бетоне, но это камень. Я могу ошибаться, потому что не все углубления совпадают. Но и боковые стенки явно были не здесь: левая с углублением для соединения с другим блоком, у которого был выступ, а правая похожа на современную, да и остальные блоки сложены как-то странно |
К этому моменту я уже привык к тому, что древние кхмеры строили очень аккуратно, и если какие-то плиты в своде или на берегу рва были сделаны грубо, то этому легко можно было найти объяснение. Но здесь были внутренние помещения храма, поэтому у меня сразу возникло подозрение, что беспорядочно сложить вместе случайные блоки могли реставраторы более позднего времени или их современные коллеги. На следующих плитах уже видны цифры. Мы их привыкли называть арабскими, но родом они из Индии. К кхмерам из Индии пришел индуизм, они писали на санскрите и кхмерском, поэтому нет ничего удивительного в том, что древние каменотесы использовали знакомое нам написание цифр. К слову, в Европу похожее написание пришло намного позже и не из первоисточника, а через десятые руки |
На последнем снимке внизу виден край современной плиты. Я уже очень долго смотрю на фотографиях под ноги, но есть еще кое-что. Я постараюсь уменьшить размеры, но хочу показать. Снаружи у западного выхода некоторые блоки в основании были пронумерованы по порядку (кроме последнего). Все может быть, и храм могли разобрать до основания, и надписи мог вырезать какой-нибудь француз в конце 19 века, но почему-то я уверен, что блоки нумеровали строители храма для удобства сборки. Есть и стрелки, указывающие, вероятно, какой стороной соединять с другими блоками. Не совсем понятно, правда, куда делись номера 14 и 15. Я искал, но не нашел (картинки большего размера по ссылке) |
И что обозначали эти цифры и буквы на других плитах, я не знаю. Мне сказали, что буквы кхмерские |
Кому-то интересно перечислять имена божеств и королей, но мне кажется куда более интересным тот факт, что у разных народов была своя уникальная история, тысячи лет мы развивались по разные стороны от Индии, никогда не соприкасаясь, а теперь я вижу индийские (или "арабские") цифры, вырезанные на камнях, и пытаюсь понять, сделали их современные европейцы в недавнем прошлом или древние кхмеры тысячу лет назад. Это просто невероятно. Современные реставраторы пишут на плитах краской. Есть разные версии того, для чего использовались круглые отверстия в плитах, они есть во всех храмах. Но правильный вариант мы уже никогда не узнаем. На стенах отвертстия могли использовать для крепления бронзовых листов, но здесь нет никаких следов бронзы. А углубления на стыках могли использовать для стягивания блоков. Мне говорили, что в них вставляли каменные "стяжки", но это версия. В Южной Америке инки заливали в такие выемки металл. Это больше похоже на правду, потому что выемки мелкие. Но кто знает |
А вот углубления в колоннах точно предназначались для соединения каменных деталей. Такие решения и сейчас используются, но для дерева. Древние строители разных времен и культур, строившие из камня, поступали именно так |
Я очень удивился, когда увидел лежащего Будду (так называют это изображение), в индуистском храме. Ноги едва заметны (и этот снимок я пропущу), но лицо вполне можно рассмотреть даже на фотографии |
Так выглядит кладка у западной части храма. Будда полностью не поместился, да это и не нужно. Не знаю, в каком веке это собрали, но точно не строители храма. Мастера, столетиями владевшие в совершенстве резьбой по камню, подгонявшие плиты так, что даже нельзя рассмотреть, где заканчивается одна и начинается другая, не могли собрать из бесформенных блоков такую конструкцию. Это, наверное, строили в поздние века, когда храмы уже были заброшены сотни лет. Жан Коммаль (Jean Commaille) видел храм уже с Буддой и организовал его расчистку в начале 20 века. Мне показалось, что храм реконструировали и достраивали до прихода европейцев, но намного позже того времени, когда империя пришла в упадок. Реставраторы 20 и 21 веков могли бы и подписывать свои работы, хотя их мастерство, как правило, заметно издалека без подписей. Вот здесь (снимок ниже) наверху, например |
Все храмы строили среди джунглей, окружали рвами с водой и бассейнами. Но как древние кхмеры боролись с москитами и малярией? В середине зимы, когда я был в Камбодже, комаров не было заметно, но малярия в этом регионе точно есть и является серьезной проблемой. Наверное, тысячу лет назад были какие-то средства, но мы о них не знаем, как и очень мало знаем об этих руинах, их строителях и жизни в то далекое время. У меня было много вопросов после посещения каждого нового храма. Но исследователи, реставраторы и простые гиды не забивают голову такими пустяками, и ответы на многие вопросы я не нашел. Храм был окружен рвом, но сейчас ров заполнен лишними деталями |
По тропинкам среди деревьев я продолжил путь |
Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |