Армавирские мосты "Туапсинки"
|
||||
Зимой я интересовался мостами и дорогами Армавир-Туапсинской железной дороги (или АТЖД, или "Туапсинки"), пока не мешала листва. Кто-то предпочитает мосты в степи, но мне больше нравится этот мост через Уруп. В лучшие годы в начале 20 века мост выглядел так. Эта фотография была сделана с моста Владикавказской железной дороги, | ||||
но на него пройти нельзя, хотя я однажды пробовал в 2008 году | ||||
Его видно на современном снимке на заднем плане, а на переднем - все, что осталось от Ставропольского моста АТЖД к началу 2025 года. По нему когда-то шла дорога из Армавира в Ставрополь. Мосты в степи тоже были частью этой дороги | ||||
Мост находится в живописном месте, | ||||
где по вогнутому берегу меандра | ||||
можно изучать геологическую историю | ||||
Что же до человеческой истории, то, наверное, это место А. И. Деникин называл "долиной Урупа" в "Очерках русской смуты", описывая взятие Армавира в 1918 году: "Этот наш успех отразился резко на положении фронта Дроздовского. 3 сентября он отбил с успехом атаки противника, а 4-го перешел вновь в наступление, подойдя с рассветом 6-го к Армавиру. Бой длился несколько часов и окончился полным поражением Армавирской группы большевиков, 4-й пластунский батальон овладел Туапсинским вокзалом, 2-й Офицерский полк — Владикавказским, а с правого берега, из Прочноокопской ворвались в город роты корниловцев. Несколько эшелонов подкреплений спешили к большевикам с запада по Туапсинской железной дороге, но заслон Самурского полка захватил один поезд целиком, другие встретил жестоким огнем, и эшелоны, бросив поезда, бежали на юг. Паника распространилась по всему полю. 2-й конный полк до вечера преследовал и рубил бегущих долиной Урупа; два бронепоезда прошли до следующей станции Коноково (22 версты) и там громили огнем орудий и пулеметов собравшиеся толпы отступавших большевиков..." Туапсинский вокзал я показывал на странице о "заброшке", но он был построен много позже, а во времена, описываемые Деникиным, там было несколько построек, часть которых, вероятно, сохранилась до сих пор рядом с привокзальной площадью и с другой стороны вокзала | ||||
Какой-то вокзал Благодарненской линии АТЖД мог бы, наверное, находиться в то время в районе современного Урицкого моста недалеко от Владикавказского вокзала, как его упоминает Деникин, или вокзала Армавир-Ростовский, как он называется сейчас. Но никаких следов этого вокзала, равно как и документов, подтверждающих его постройку, не сохранилось, хотя известно, что там у платформы был пост Ставропольский | ||||
В 1920 году ВСЮР («белые») после ряда поражений от Красной армии стремительно отступали, уничтожая за собой коммуникации. Так был взорван Ставропольский мост через Уруп в марте 1920 года | ||||
Мост восстановили в каком-то виде. По крайней мере, он еще был обозначен на немецкой аэрофотосъемке. Его взорвала Красная армия при отступлении из Армавира в 1942 году. Остатки моста попали на кадры советской кинохроники освобождения Армавира в январе 1943 года | ||||
К слову, соседний мост Владикавказской железной дороги тоже был разрушен во время войны, но его восстановили | ||||
А мост бывшей АТЖД существовал в таком виде еще 60 лет (фотографии с бывшего сайта "туапсинка" и сайта 86137. Пятая - после наводнения ) | ||||
| ||||
После наводнения 2002 года одна из опор наклонилась, и мост еще раз взорвали | ||||
| ||||
С тех пор он стал выглядеть так | ||||
Левый устой и опора сейчас скрыты зарослями и корягами | ||||
В 2008 году еще можно было рассмотреть остатки опоры. Наверное, можно и сейчас, если все расчистить | ||||
На правом берегу Урупа сохранилась часть насыпи. В том месте, где ее уже срыли, видна старая бетонная конструкция | ||||
| ||||
Вид с насыпи в сторону Армавира | ||||
Ставропольский мост был самым изящным на этой дороге, и сильно отличался от других. Как будто они из разных веков, хотя строились в одно время | ||||
Это заметно даже по виду железобетона и сохранившихся опор, хотя я не специалист | ||||
| ||||
Прощай, мост | ||||
Далее железная дорога поворачивала в сторону Кубани и пересекала Владикавказскую железную дорогу. Путепровод над Владикавказской железной дорогой был разрушен, вероятно, при ее электрификации в 1964 году | ||||
| ||||
Я заинтересовался этим участком в 2008 году, и нашел сайт "туапсинки", которого уже не существует, как и участка дороги. Года через три я посетил мосты недалеко от Армавира и на этом знакомство с дорогой почти закончил, хотя у меня оставался вопрос, связанный с несохранившимся мостом через Кубань в районе Убеженской. На странице "туапсинки" была фотография реки и комментарий: "От моста не осталось никаких следов, даже быков в русле реки". Я не был в этом месте к тому моменту, а на спутниковых снимках в реке действительно ничего не видно. Насыпь превратилась в улицу на окраине села Вольное. По ней я и дошел до берега, иногда обходя преграды | ||||
Здесь низкий плоский берег, подсыпанный недавно в том месте, где железная дорога подходила к реке | ||||
| ||||
А в реке и на другом берегу не видно никаких следов продолжения | ||||
Но был ли мост, и если его не было, то было ли сообщение между Армавиром и Ставрополем? | ||||
На странице «туапсинки» о Гражданской войне приводились отрывки из статей Анд. Алекс. Власова "О бронепоездах добровольческой армии", публиковавшихся в парижском журнале «Военная быль», из которых следовало, что на участке от Армавира до Ставрополя в Гражданскую войну использовались бронепоезда. Например, в этом отрывке, который я нашел позже в № 95 1969 года: "После оставления Армавира нашими войсками Морской бронепоезд перешел за реку Кубань к станции Убеженская и обстреливал красных, пытавшихся переправиться через реку" Журнал и статьи Анд. Алекс. Власова (введение, 34 главы и заключение в номерах от 95 до 112 включительно и в № 114) доступны сейчас по ссылке. Много позже я прочитал в книге армавирского историка С. Н. Ктиторова "История Армавира (досоветский период)", что: "к началу 1918 г. только 6 верст разделяли армавирский и ставропольский концы Благодарненской линии. Для смычки этого участка у Общества Армавир-Туапсинской железной дороги отсутствовали рельсы". И далее: "Сооружение линии было закончено только в 1921 г., уже при Советской власти" В Армавире я обратился в местную газету "Армавирский собеседник", где недавно упоминался Сергей Ктиторов, и попросил дать его контакты, но в итоге оставил свой номер. В тот же день мы поговорили. Книга была написана больше 20 лет назад, и в ней Сергей Ктиторов использовал известные на тот момент документы. Он прислал мне отсканированный "Доклад главного инженера по постройке Благодарненской линии Общества Армавир-Туапсинской ж.д. по вопросу о ходе постройки от начала ея до 1 января 1918 г.", в котором сообщалось, что: "из 16 верст /пути/ рельсов, необходимых для смычки участка Армавир-Ставрополь, получены после двухлетних беспрерывных хлопот, рельсы для укладки 10 верст только в октябре-декабре 1917 г.". | ||||
![]() |
||||
Ктиторов посоветовал обратиться к историку Григорию Бычкову, который пишет диссертацию как раз по этой теме и нашел новые архивные документы. Я позвонил Григорию Бычкову, объяснил суть моего вопроса, и он, будто репетируя защиту диссертации, стал рассказывать о строительстве дороги со всеми подробностями. Поскольку до его защиты еще далеко, я изложу здесь кратко только то, что он рассказывал публично (например, здесь начало на 6:13). Недостающие рельсы удалось найти в июле 1918 года на складах Черноморской железной дороги и в Новороссийске в составе предназначенного к эвакуации военного имущества. Мост через Кубань сделали деревянным на уже установленных бетонных опорах, а рядом до этого построили еще один деревянный временный мост. Дорога была достроена и эксплуатировалась уже в 1918 году, но полноценное движение по ней товарных и пассажирских составов началось в январе 1919 года. И все это во время перехода власти то к большевикам, то к белым до начала и во время Гражданской войны. Мосты через Уруп и Кубань были разрушены отступающими белыми в 1920 году, но движение товарных составов восстановили в 1921 году. Весной 1922 года движение было закрыто из-за нехватки ресурсов (в основном, людских) для поддержания дороги в рабочем состоянии. Полотно на участке от Армавира до Ставрополя было демонтировано и в 1928-1930 годах использовано для достройки других участков. Насыпи и мосты использовались в качестве обычной дороги до войны. Место, где был мост через Кубань, на карте 1940 года обозначено как «пар.». Вероятно, здесь в то время была паромная переправа. Бычков рассказал мне, что опоры моста сохранились, но сильно изменилось русло Кубани, поэтому сейчас опоры находятся на правом берегу в лесу. Это частная территория, которую охраняют собаки, и перед посещением Бычков посоветовал договориться с главой Убеженской Сергеем Гайдуком. Я не дозвонился в Убеженскую, поэтому договорился на месте с владельцем участка. Здесь сейчас частное владение, а раньше проходила дорога. Дальше у пруда был поворот к мосту через Кубань | ||||
Сохранилась насыпь вдоль края Ставропольской возвышенности, по которой я и пришел на частную территорию. Хотя есть другая дорога, о которой я не знал | ||||
| ||||
Владелец участка оказался вполне дружелюбным, но отказался от фотографий и упоминания своего имени. Он отвез меня сначала к одной опоре, расположенной дальше от Кубани. Сторона опоры, обращенная к Кубани, плохо сохранилась | ||||
Заросли мешали фотографировать, | ||||
поэтому я сделал у этой опоры пару панорам с близкого расстояния. Эта опора, как и вторая, поднимается над землей метра на два или даже меньше | ||||
Сторона опоры, обращенная к возвышенности, сохранилась немного лучше | ||||
| ||||
Ко второй опоре мы прошли пешком через лес под дождем. Владелец участка знает, что была третья опора, но так и не смог ее найти. По дороге я слушал разные байки. Одна из них о том, что остававшиеся конструкции местные жители окончательно разобрали в 1947 году, показалась мне правдоподобной. Сторона, обращенная к возвышенности | ||||
Опоры в плачевном состоянии. Их продолжают разрушать мародеры и по сей день, выковыривая арматуру | ||||
Из-за таких посетителей владелец участка очень не любит гостей, держит больших собак и даже глушит навигацию у опор, чтобы не публиковали точное место. По этой же причине я не показываю фотографии, по которым можно понять, где именно находятся опоры, хотя это можно понять, соединив линией на карте насыпи | ||||
Возможно, мои фотографии помогут кому-то не ехать в эту местность. Сторона опоры, обращенная к Кубани, и другой край | ||||
| ||||
Пожалуй, я нашел ответы на все свои вопросы об этой заброшенной дороге. Даже не знаю, что было интереснее - искать или найти |
![]() ![]() |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2025 |