Бантей Кдей (ប្រាសាទបន្ទាយក្តី, Banteay Kdei) |
Я слишком увлекся прогулками по Ангкор Тому и едва не забыл про это замечательное место, где побывал между ночным и дневным посещением Байона. Почти у каждого храма есть торговые ряды. Здесь какая-то женщина очень эмоционально просила хотя бы посмотреть на ее товары и очень обиделась на то, что я не останавливаюсь. Мне уже очень надоели к тому моменту назойливые торговцы, но я неожиданно для себя спокойно сказал ей, что на каждом шагу, каждую минуту и в любой момент мне предлагают куда-то пойти и что-то купить, но мне ничего не нужно, а нужно только, чтобы меня оставили в покое. Как ни странно, женщина мгновенно перестала обижаться, извинилась и ушла к своей палатке |
Рукотворное озеро Сра Сранг находится перед восточным входом в Бантей Кдей. Рвы, бассейны и прочие искусственные водоемы есть рядом с каждым древним храмом или городом. С востока и запада от Ангкор Тома были когда-то два самых больших водоема. Сейчас на карте они называются Восточным и Западным Бараями. Восточный Барай был построен в конце 9 или начале 10 века, сейчас это озеро высохло, но из-за колоссальных размеров (7150 на 1740 метров) его очертания видны на спутниковых снимках. Западный Барай на снимках виден почти полностью заполненным водой. Его построили в первой половине 11 века, и он еще больше: 8000 на 2100 метров. Размеры Сра Сранг, на берегу которого я сделал фотографию, намного скромнее: 700 на 350 метров. Есть и другие озера, которые сейчас называют водохранилищами, хотя их точное предназначение забыли. Все они окружены дамбой, берег выложен плитами песчаника, а точно в центре расположен остров с храмом или тем, что от него сейчас осталось. На том месте, с которого я сделал снимок берега Сра Сранг, был когда-то храм, но его снесли или перестроили еще в древности |
На месте храма Бантей Кдей тоже был более древний храм. Сам Бантей Кдей
построили во второй половине 12 века, но потом перестраивали и расширяли. Я
вошел через восточную гопуру (вход) |
На террасе перед храмом сохранились наги и львы, но поместить их в кадр мешают деревья с одной стороны и слепящее солнце с другой. Поэтому из всех фотографий пришлось выбрать эту, на которой только правая часть реконструированной балюстрады, чей-то велосипед и ров |
Уже на входе видно, как разобрали и собрали храм. Его распилили на части, удалили растительность и собрали заново. Хотя на рисунках Жана Коммаля видно, что крупные объекты (голову Будды, например) древние кхмеры тоже собирали из более мелких блоков, и такой принцип (вырезать из камня, как единое целое, распилить, перенести и собрать) использовался уже при строительстве храмов. Мне показалось, что не все блоки на своих местах, но барельефы видно |
Говорят, что статуя Будды сохранилась с того времени, когда стояла в древнем храме. Рядом с Буддой сейчас сидит кто-то еще, но остались только ноги. Статую Будды не разрушили в 13 веке после очередной замены буддизма индуизмом. Не знаю, сколько раз древние кхмеры переходили от индуизма к буддизму и от буддизма к индуизму, но следы регулярной смены религии есть во всех храмах, которые я видел |
Я не видел, как выглядел храм до реставрации, но пострадал он за тысячу или почти тысячу лет так, что у современных реставраторов слишком много лишних деталей и при этом не хватает нужных |
Вероятно, остатки зданий вырезали из проросших деревьев, и деревья вырезали из стен. Во многих местах собрали очень точно. Резьба сохранилась не так хорошо, как в Ангкор Вате и местами выглядит примитивно. Это удивительное сочетание мастерски выполненных барельефов и совсем простой резьбы. В левом верхнем углу на фотографии ниже не самый плохой вариант. Иногда встречаются плиты, выглядящие так, будто кто-то учился работать с камнем |
Я нашел мало информации про этот храм, поэтому не смогу рассказать о барельефах. И у меня есть сомнения, что кто-то сможет описать все, что на них изображено. Здесь есть и сооружения, назначение которых не смогли выяснить, но ничего загадочного. Например, это |
В самом храме мне взялся все показывать какой-то юноша, назвавшийся тайцем. Он ходил за мной по пятам, а потом попросил немного денег. Оказалось, что такие нештатные "гиды" охотятся на туристов везде. Я сфотографировал то, на что он показывал и о чем рассказывал (этих снимков здесь нет), но не смог проверить достоверность, поэтому ценность такой информации сомнительна. В дальнейшем всем мальчикам и девочкам, пытавшимся ходить рядом и что-то показывать, я сразу говорил "спасибо, не нужно". Интересно, что лица на барельефах не повторяются. Это вполне могли быть изображения живых людей. В лицах современных женщин Камбоджи есть знакомые черты, а из-за одежды или причесок мужчины показались мне не очень похожими на современных кхмеров |
Еще в Ангкор Вате я узнал, что своды делали из таких неровных блоков потому, что все закрывали подвесными потолками и в отделке не было необходимости. Тогда что здесь делает этот барельеф? Реставраторы, наверное, ошиблись при сборке или строители старались спрятать барельеф от любопытных |
В бассейнах сейчас растут деревья, но приятно было просто побыть в тени. Такие места производят даже большее впечатление, чем отреставрированные храмы. Листва настолько густая, что иногда кажется, что наступает вечер. Рядом со многими храмами есть россыпи неиспользованных деталей, и я никогда не упускал возможность рассмотреть их поближе |
В этом храме очень мало стен и колонн, стоящих вертикально |
Галереи выглядят очень необычно |
Храм сильно разрушили джунгли. Современные реставраторы убрали большую часть растений, |
но что-то еще осталось. Уже только ради этого стоило здесь побывать |
Оглавление |
|
Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник - этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт |
© Игорь Бондарев, 2005—2023 |