Каир. Первые впечатления. Транспорт. Правила

В Асуане я познакомился с Бассемом (ударение на первый слог) Джамилем (на второй), который в тот момент только что приехал из Луксора по церковным делам. Мы пили чай в кафе, и Басем спросил среди прочего, какими были мои первые впечатления от Египта. Я честно ответил, что смотрел новости в России, где иногда показывали террористов. И вот я приехал в страну, где все люди выглядят как террористы из новостей. Это и было моим первым впечатлением.

Примерно так и было в Каире. Я не говорил по-арабски и вообще слабо себе представлял, что такое современный Египет. На выходе из аэропорта меня встретил Мина, он поймал такси, и мы поехали в центр Каира, где я забронировал отель перед вылетом. По пути Мина говорил о чем-то с таксистом, и это что-то было моим отелем, потому что в разговоре часто упоминался даунтаун с выражением удивления с обеих сторон. По меркам египтян платить немногим меньше тысячи фунтов в день за номер – непозволительная роскошь. Отчасти это правда, потому что сами египтяне если и снимают номера в отелях, то за существенно меньшие деньги. Но в первые дни нужно было где-то жить, поэтому я выбрал центр.

Пока мы ехали по улицам Каира, я отмечал, что все вокруг выглядит совсем не весело. Всюду грязь и разруха, а небо плотно закрыто желтовато-серым смогом. Холод дополнял картину какой-то безнадежности. Как ни странно, даже после морозов, из которых я прилетел, мне приходилось носить теплые вещи, хотя температура в Каире в конце января не опускалась ниже 10-12 градусов ночью, а днем бывало и 25.

Отель располагался на одном из верхних этажей старого солидного здания, какими застроен даунтаун. Метрдотель сразу же вызвал у меня и вроде бы даже у Мины чувство какой-то неуместности или даже вины. Он говорил на иностранных языках, одним из которых был французский, а вторым арабский английский (1). Чуть позже я освоился с особенностями «этикета» (2) и стал чувствовать себя лучше, но в первые часы я чувствовал себя не в своей тарелке. Номер был не готов, но я с радостью бросил вещи в подсобке отеля и вышел на улицу.

Мина отвел меня в египетское кафе и заказал всего сразу. Египетская еда обычно простая, обходится дешево, но египтянин всегда платит за гостя. Позже я убедил своих друзей, что сам могу их угощать и платить за обеды, потому что мне было неприятно всегда быть в гостях.

Мы пошли пить кофе в другое кафе (3) и потом решили пройтись по улицам. Дождь загнал нас в подъезд какого-то жилого дома. Дожди в Египте идут зимой, хотя в этом году они случались даже в мае. У Мины явно был готов план (4), но, как и все египетские планы, он был рассчитан на сейчас и когда-нибудь. Сейчас закончилось после обеда, когда мы пошли в отель, где я вручил Мине привезенные из Москвы подарки. Мы договорились встретиться на следующий день, чтобы поискать жилье. Вечером я уже сам гулял по улицам Каира. И в другие дни я не раз выходил на станциях метро в разных уголках города и гулял, пока не надоест, просто для того, чтобы привыкнуть.

Когда-то я читал книгу «Ра» Хейердала, а уже в Египте не раз вспоминал его описание египтян. Хейердал многое вежливо умолчал в своем повествовании. На следующий день я не смог связаться с Миной, но со мной связалась Вера (5) и предложила погулять в парке. Вера приехала с Ваней и с Мэри, и мы поехали сначала на метро, а потом на микроавтобусе. В Египетских городах не часто встречаются места, где можно бесплатно погулять или посидеть на скамейке. Они есть, но их очень мало. Хотя и плата за посещение парков невелика. В тот день я обнаружил, что при наличии в компании мужчины египтяне обращаются к мужчине, даже если с ними начинает говорить первой женщина. К тому же, мы говорили на смеси русского и английского, и в какой-то момент Мэри на английском доказывала водителю египтянину, что она египтянка. Мы хорошо все вместе провели время. Но до поиска квартиры дело не дошло и на следующий день, а потом была уже другая история (5).

В Каире есть несколько видов общественного транспорта. Метро, автобусы, микроавтобусы, которые в городах России называют маршрутными такси, и туктуки. Трамваев больше нет, хотя они были когда-то. Есть еще такси. Пользоваться автобусами довольно проблематично, так как остановок, как таковых, нет. Автобус идет по улицам города, иногда сбавляя скорость там, где могут войти или выйти люди. Из двери торчит человек, кричит на арабском, куда автобус идет и сопровождает свои слова жестами. Люди входят и выходят на ходу. Маршрутки останавливаются, но нужно знать, где их искать. Туктуки (запрещенные законом, но продолжающие работать) возят на короткие расстояния, поэтому их используют там, где лень ходить пешком. Очень выручает метро и карты гугл. Карты не знают про общественный транспорт в Египте, но маршруты для автомобиля или пешехода прокладывают отлично, в этом я убедился. Маршрут для автомобиля полезно прокладывать тогда, когда нужно взять такси в незнакомое место. Водитель может говорить только на арабском и не знать дорогу. Правила дорожного движения в городах Египта есть, но в Каире их не соблюдают совсем. Транспорт едет на любой сигнал светофора, а переходить дорогу нужно… Нужно просто идти через дорогу, иначе перейти не получится никогда. У многих водителей нет прав, даже если это водитель маршрутки. Туктуки, как правило, это дети школьного возраста. Единственный вид общественного транспорта, в котором все упорядочено, это метро. В нем часто много людей, грязновато, но зато можно быть уверенным, что доберешься в нужное время и в нужное место. Отличительная особенность каирского метро – есть вагоны только для женщин. Женщины могут ездить и в других вагонах с мужчинами, но в вагонах для женщин могут ездить только женщины или женщины с детьми.

Постепенно я привыкал к Каиру. Я никогда не сидел в своей келье, а иногда снимал номера в отелях в тех местах, где хотел задержаться подольше или просто сменить обстановку. Иностранцы вроде меня не различают Каир и Гизу. Но египтяне точно эту разницу знают. Египет очень густонаселенная страна, где большая часть людей живет по берегам Нила. Трудно разобрать, где заканчивается один населенный пункт, и начинается другой. Часто понять, что город закончился, можно по начинающимся вдоль дороги полям. Ослики, овцы и другой скот в черте города не редкость, а в Каире как привычный европейский город выглядит только центральная часть, застроенная по образцу Парижа в середине 19 века. Да и то не везде. Сейчас строится еще новая столица (New Cairo), но это другой город, который в состав Каира не входит.

Гиза была непрерывно заселена людьми последние несколько тысяч лет. Хотя названия мест раньше были другими. Часть древнего Мемфиса сейчас находится на территории Гизы. Пирамиды Гизы расположены именно в Гизе, хотя по пути к ним трудно понять, где заканчивается Каир. Путаницы добавляет еще и то, что улица Тахрир это тоже Гиза, хотя при этом площадь Тахрир является центральной площадью Каира. Каир появился в конце 1 тысячелетия нашей эры, но сейчас он вырос настолько, что Гиза стала его пригородом, а каирское метро покрывает Каир и Гизу, не делая между ними разницы. Хотя отдельная ветка и станция метро Giza есть, и она соединена переходом с железнодорожной станцией Giza, которая находится в нескольких километрах от железнодорожного вокзала Каира. Проще быть ничего не понимающим иностранцем и считать, что Гиза — это пригород Каира или даже просто один из его районов на левом берегу Нила. Хотя это не так.

Я побывал в Египетском музее и на пирамидах Гизы в первые же дни своей жизни в Каире. А потом решил съездить на море в Шарм эш (эль) Шейх. Я просто устал от этого необычного и холодного в январе мегаполиса. За день до этого меня пригласили в Сохаг в гости к семье Набиль. Семье Мины и Мэри. Поэтому в Шарм я поехал на три дня. И только там уже на второй день я почувствовал, что скучаю по Каиру. Каир можно любить и ненавидеть одновременно. Грязный, до отказа забитый людьми, часто окутанный плотным смогом, Каир, тем не менее, прекрасен. Каждый раз я возвращался в этот город как домой. Пока не съездил в Александрию. Но это другая история.

Я не знаю, сколько времени потребовалось, чтобы составить карты google для египетских городов, но застройка здесь очень своеобразная. Привычные адреса (улица, номер дома, номер квартиры или офиса) присутствуют в качестве исключений. Как и цены в магазинах. В Каире есть супермаркеты европейского типа, но это редкость. Как правило, товар просто выставлен в небольших магазинах полками на улицу, напоминающих ларьки, а цену нужно спрашивать у продавца. Иностранца могут обмануть. Но обмана легко избежать, если подмечать, сколько платят за такой же товар египтяне в этом или других магазинах.

Все же обман и тем более воровство больше распространены в туристических местах Египта. Как правило, египтяне ведут себя честно по отношению к друг другу или иностранцам. Хотя я видел разные случаи. К примеру, когда мне в кассе метро неправильно дали сдачу в один из первых дней, стоявшая за мной бабуля это заметила и сразу подняла крик. Египтяне чувствительны к несправедливости, но у этого есть и другая сторона. Когда однажды в поезде контролер хотел оштрафовать безбилетника, тот упирал на то, что беден и что штраф слишком большой для него. Мгновенно собралась толпа и в итоге «заяц» просто купил билет, а не заплатил штраф. Я не раз наблюдал случаи, когда ложная справедливость брала верх над законом.

Я еще вернусь к теме городов вообще и в частности Каира на других страницах. Добавлю только несколько примечаний к написанному выше.

1) Арабский английский. Термин пришел ко мне на ум по аналогии с «русским английским». Если египтяне говорят на английском, то он часто звучит очень своеобразно. В арабском нет буквы «п», поэтому вместо нее произносится «б» (places – блезес, cheaper - чибор). Кроме того, в арабском письме гласные подразумеваются, поэтому в английские слова египтяне добавляют их самостоятельно (first – фёрест, hands - хендес). К этому добавляется просто неправильное произношение. Мина, например, упорно называет monastery «министри», и я не смог это изменить. Шенода Факори из Луксора в первые дни общения считал, что «shopping» это прогулка, а «watch» это «wash». Я злился от его постоянных предложений пройтись по магазинам и посмотреть в зеркало над умывальником, пока не сообразил. На совместных видео можно заметить, что я стараюсь поменьше говорить, потому что иногда случались казусы. Но с тех пор Шенода продвинулся. Первое время я вообще почти ничего в таком английском не понимал, но потом научился переводить с арабского английского на английский, а потом на русский. Долго я такую речь не выдерживаю и минут через 5-10 разговора мозг требует срочного отдыха. Многие египтяне получают свои первые и последние знания иностранных языков на пляжах Шарма и Хургады с соответствующим качеством обучения. Есть и египтяне, получившие хорошее знание языка или часто говорящие на английском с иностранцами. У них вполне понятное произношение и понимание того, что им говорят, в том числе и на русском английском.

2) «Этикет». Египтянин не может показать, что чего-то не знает или не может. Я выяснил это опытным путем, а когда поделился наблюдением с египтянами, то мне сообщили название явления - «фати». Буквально «я не знаю» или то, чего не могут показать египтяне. Или помощь, которую нужно обязательно оказать. Это где-то в подкорке, но приводит не всегда к хорошим последствиям. Если спросить дорогу, то египтянин всегда подскажет, но не всегда правильно. Можно оказаться вообще не там, где нужно. Или если попросить помочь в чем-то, то египтянин поможет, но результат может сильно удивить или расстроить. И египтянин будет доволен собой и уверен, что долг выполнил и заслуживает только благодарности. Так, например, вместо квартиры я оказался в монастыре, а вместо древнего Египта увидел много коптских церквей. Древности потом сам себе организовал. Проблема еще в том, что египтяне не предупреждают о результате, они действуют уверенно, а потом ставят перед фактом – вот, ты просил, я сделал. Египтянину очень важно показать, что он знает и может. Когда его арабский английский не понимают, то он сразу сообщает, что вы не знаете английский. Может даже рукой махнуть, выражая свое «эхх». Но если ему объяснить, что он говорит вообще не на английском, то египтянин расстроится и будто бы впадет в депрессию прямо на глазах. Хотя бывают и особо упертые, которые будут искренне стоять на своем, даже если это им в убыток.

Сдача с опозданием используется иногда при расчетах. Продавец или кассир быстро отсчитывает и отдает несколько купюр, а потом как бы отвлекается на разговор или что-то где-то очень важное. А после паузы отдает остальное. Именно так я получил не всю сдачу в кассе метро, потому что, получив первые купюры сразу ушел. Потом я всегда дожидался, когда мне отдадут все деньги. Так поступают далеко не все египтяне, но лучше быть начеку.

3) Египетская еда

4) Египетские планы. Для меня привычно, договорившись о чем-то, выполнять уговор или объяснять причину, когда я не могу выполнить обещанное. Египтяне этого не делают. Вам могут обещать что угодно, а потом молча не сделать. И если спросить, в чем проблема, то это вызовет удивление – не сделал, потому что не смог или не захотел. Не объяснил, потому что все понятно и без объяснений. Проблемы нет с точки зрения египтян. Можно договориться о встрече, но никто не придет и не будет отвечать на звонки, а через пару дней появится, как ни в чем не бывало.
Еще одна особенность, присущая многим египтянам - хвастовство. Не рассказ о том, что было, а преувеличение или сочинение небылиц. Но все перечисленное делается не со зла, и в этом нет какого-то умысла. Это просто так есть, и это нужно понять и держать в уме. Однако египтяне, имеющие дела с иностранцами, ведут себя иначе, потому что сначала от этого зависит благосостояние, а потом становится привычным поведением.
Они знают шутку про «через 15 минут», которые в чисто египетском варианте обозначают что угодно вплоть до «я вообще не собирался», а в «европейском» уточняется, что это именно 15 минут, а не 15 египетских минут.
Помню, как Бишой в Люксоре сказал, что вернется через 5 минут, а встретились мы в следующий раз через полтора месяца. Пошутили, посмеялись. Планирование у многих египтян распространяется только на момент «сейчас». Если египтянин сообщает о планах на близкое или далекое будущее, то это он просто мечтает, и не нужно понимать это все как план, который будет выполняться.

При всем перечисленном нет более душевных и отзывчивых людей. Египтяне могут удивлять необыкновенной теплотой отношений. Часто я бывал растроган до глубины души, когда обо мне заботились или помогали совершенно искренне, не ожидая ничего взамен. Как это все сочетается? Я думаю, что дело в том, что мы очень похожи во многом, и от этого происходили все мои заблуждения и мое недовольство. Не понимая ничего в нравах египтян, я ожидал, что если мы одинаковы в одном, то и в другом должно быть так же. Но все не так, и это нужно просто принять как есть.

5) Про Веру, Мину, Ивана и Мэри я написал на странице про Боба и монастырь Святого Барсума. Там есть и видео с улицами даунтауна

Видео, записанное на телефон

В парке с Мэри, Верой и Ваней


Вид каирского метро



Прогулки по улицам Каира



Фотографии

Первые часы в Каире. Мина встретил меня после прилета и ловит такси. Пьем кофе в даунтауне

Каир. Даунтаун

В парке с Мэри, Верой и Иваном


Зал железнодорожного вокзала в Каире


Вид зала в другую сторону


Здание вокзала снаружи. Почему-то я здесь фотографировал только ночью


Железнодорожный музей. Египетская железная дорога была первой в Африке


Паровоз времен запуска первого участка из Каира в Александрию


Первый раз за билетами на поезд я ходил с Миной. В тот же вечер мы сходили и на автобусную станцию за билетами на автобус в Шарм. Автостанция находится рядом с ЖД вокзалом. Доехать можно на метро до станции Shohadaa. Позже я покупал билеты сам, а на автобус даже через сайт компании Go Bus, оплатив карточкой. В Египте есть несколько компаний перевозчиков с разным уровнем сервиса. Go Bus есть не везде, но автобусы этой компании более комфортабельные, хотя билеты дороже. Египтяне предпочитают обходиться без интернета, но через тех, кто общается с иностранцами, интернет постепенно становится популярным. Рядом с вокзалами всегда много людей и не всегда чисто. Вокзалы Каира не исключение


И еще раз вокзал внутри. Платформы





Билетные кассы

Оглавление

Пожалуйста, при использовании фотографий, текста и других материалов этого сайта указывайте источник  -  этот сайт и автора (Игорь Бондарев, www.bondareff.ru) со ссылкой на этот сайт
© Игорь Бондарев, 2005—2023